Автоматизация управления учебно-методической документацией
В современных условиях актуальность вопросов автоматизации формирования и контроля учебно-методической документации вуза (рабочие программы дисциплин, аннотации, паспорта компетенций и т.д.) не вызывает сомнений.
Составление учебно-методической документации требует значительных затрат труда преподавателей, технических работников и руководителей подразделений вузов. Имеется определенное пересечение документов по содержимому (документы представляют собой различные проекции содержимого учебного процесса), и желательно иметь механизм, позволяющий обновлять все изменившиеся документы при изменении модели, а также дать возможность автору сосредоточиться не на рутинных правках документов, а на творческих аспектах учебно-методической работы.
Автоматизация даст возможность контроля как в рамках основной образовательной программы, так и между различными программами, позволит обеспечить соблюдение корректных форм и макетов учебно-методических документов.
Общие принципы системы автоматизации управления учебно-методической документацией:
- ориентация на модель учебно-методического процесса. Модель включает все основные сущности (компетенция, дисциплина, знание, навык, форма контроля и т.д.), их взаимосвязи. Модель отражает принятые в данном вузе правила учебно-методической работы в условиях стандартов третьего поколения (а также стандартов 3+). Модель имеет самостоятельную ценность, демонстрируя роли основных артефактов и их соотношение между собой.
- использование шаблонов. Шаблоны учебно-методических документов вводятся в виде dot-файлов Microsoft Word. В тексте шаблона используются специальные метки, при формировании документа эти метки будут заменены на конкретные значения, полученные из базы данных (например, наименование дисциплины). Такая организация позволяет достаточно легко изменять оформление и верстку документа, без изменения кода самой системы. Использование шаблонов обеспечивает соблюдение стандартов оформления и дает возможность быстрого изменения форм документов;
- советующий характер системы. Система должна сама предлагать, например, разбиение тем по модулям курса, разнесение элементов компетенций, литературы и т.д. Последнее слово, конечно, остаётся за автором;
- интеграция с учебными планами. Учебные планы – основа учебно-методической работы. В условиях их динамического изменения возможность загрузки из плана (в виде xml-документа) необходимых данных (почасовка, матрица компетенций, формы контроля и т.д.) обеспечивает значительную экономию затрат труда.
Входными данными в структурной схеме системы выступают учебные планы, ЗУНы, стандарты, закрепление дисциплин за преподавателями, оценочные средства и т.д. На основании полученных данных формируется база данных учебно-методической информации.
В результате работы системы формируются: паспорта компетенций, фонд оценочных средств, аннотации дисциплин, рабочие программы дисциплин и практик, списки вопросов, экзаменационные билеты и другая документация.
Перспективы развития системы сводятся к следующему:
- расширение числа формируемых учебно-методических документов;
- перенос системы на уровень вуза для создания единой учебно-методической базы;
- создание web-версии для обеспечения возможности преподавателя эффективно работать с системой из любого рабочего места;
- расширение контрольных и аналитических возможностей.
Ключевые слова | учебно-методическая документация, автоматизация, вуз, программа дисциплины, паспорт компетенции |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным