Методические аспекты преподавания цикла ИТ дисциплин бакалаврам направления «Менеджмент»
Одним из видов деятельности бакалавра, согласно ФГОС ВО по направлению подготовки «Менеджмент», является информационно-аналитическая. Реализация данной деятельности в современном обществе невозможна без использования информационных систем и технологий.
В связи с этим повышаются требования к подготовке кадров для различных отраслей экономики, в том числе и для АПК, в области ИТ дисциплин.
Учебным планом подготовки бакалавров профиля «Маркетинг» в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева предусмотрено изучение следующих ИТ дисциплин: информатика (1 курс), информационные технологии в менеджменте (2 курс) и информационные системы (технологии) маркетинга (4 курс).
Вышеназванные дисциплины преподаются, за исключением информатики, на кафедре экономической кибернетики на основе типовых и рабочих программ, разработанных в соответствии с ФГОС ВО. Следует отметить, что авторы принимали участие в разработке проекта типовой программы по дисциплине «Информационные технологии в менеджменте» по поручению УМО по образованию в области производственного менеджмента [1], являются сертифицированными специалистами ООО «Компания БЭСТ», BaseGroupLabsООО «Аналитические технологии», Компании «Электронные офисные системы».
При преподавании дисциплин используются следующие формы обучения и контроля: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, курсовые работы.
Лекции читаются с помощью средств мультимедиа. Пять лекций зарегистрированы в базе данных Федеральной службы по интеллектуальной собственности.
Практические занятия ведутся в компьютерных классах с использованием программы NetOpSchoolи технологии персонального обучения. Авторами разработаны учебные пособия, в том числе и с грифом УМО [2]. В пособиях раскрываются теоретические и практические основы использования различных информационных систем и технологий. Конкретные практические вопросы рассматриваются с учетом отраслевой направленности. В заданиях представлены исходные данные и последовательность их выполнения с иллюстрациями. Студенты изучают OLTP, OLAP, ETL, DataMining, KDD, «облачные» технологии при работе с информационными системами 1С: Предприятие, БЭСТ – 5, БЭСТ – маркетинг, Deductor Studio и SAS Enterprise Guide, SAS Enterprise Miner, ЭОС «Дело» [3].
При подготовке источников данных для аналитических платформ Deductor и SAS студенты используют такие инструментальные средства, как текстовый и табличный процессоры, системы управления базами данных, графические редакторы, осуществляют поиск информации по государственному регулированию в сфере IT технологий, данных официальной статистики в глобальной сети Internet.
Для формирования компетенции «… способностью к восприятию, обобщению и анализу информации», результаты выполнения практических заданий отражаются в отчете с экономическим обоснованием.
При разработке курсовой работы студенты используют учебные пособия [4], [5], в которых рассматриваются общие вопросы подготовки курсовой работы, а также приводятся примерная тематика и конкретные рекомендации выполнения работы по каждой теме. Тема курсовой работа выбирается студентами в соответствии с темой выпускной квалификационной работы.
Учебным планом подготовки бакалавров до 40 % времени отводится на самостоятельную работу. В учебных пособиях предусмотрены разделы, включающие перечень заданий для самостоятельной работы.
Кроме того, на кафедре ведется кружок «Современные автоматизированные информационные системы и технологии». Наряду с работой с информационными системами, студенты изучают основы канонического проектирования в среде Конфигуратора 1С и Дизайнера отчетов FastReportБЭСТ 5. Следует отметить, что с 2013 г. отдельные учащиеся получают удостоверения фирмы SAS, а с 2016 г. - ООО «Компания БЭСТ» и BaseGroupLabs ООО «Аналитические технологии».
Таким образом, вышеизложенные методические аспекты преподавания ИТ дисциплин на кафедре экономической кибернетики РГАУ-МСХА обеспечивают подготовку бакалавров направления «Менеджмент» к информационно-аналитической деятельности.
- 1.Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В. Комплексное ис-пользование современных информационных систем и технологий в подготовке бакалавров направления «Менеджмент». // Преподавание информационных технологий в РФ: материалы десятой открытой Всероссийской конференции. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. – С. 321- 322.
- 2.Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В., Карпузова Н.В. Информационные технологии в менеджменте: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. 301с.
- 3.Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В., Карпузова Н.В. Информационные системы и технологии в менеджменте АПК: Учебное посо-бие – М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2014. 443 с.
- 4.Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В., Карпузова Н.В. Информационные технологии в менеджмент. Курсовая работа: Учебное посо-бие – М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2014. 93 с.
- 5.Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В., Карпузова Н.В. Информационные системы маркетинга. Курсовая работа: Учебное пособие – М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2014. 83 с.
Вид представления доклада | Публикация |
Уровень | Бакалавриат |
Ключевые слова | Информационная система, информационная технология, инструментальные средства, формы обучения |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным