К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Преподавание любой учебной дисциплины на любом уровне образовательной системы начинается с создания мотивации у слушателей к её освоению. Ведь как справедливо утверждают современные учёные «высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. Однако в обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Иными словами, каким бы способным и эрудированным не был студент или школьник, без желания и толчка к учёбе успехов он не добьётся» [2, c.186].
Не совсем соглашаясь с великим Исааком Ньютоном в том, что «примеры полезнее правил», тем не менее, считаем, что в целях понимания любого (или почти любого) учебного материала он обязательно должен дополняться (сопровождаться) понятными для каждого слушателя конкретными жизненными примерами. Приведём такие примеры.
Двадцать лет тому назад. Директор одной из краснодарских школ попросила автора, чтобы он договорился с начальников управления образования одного из районов принять документы на повышение квалификации одной учительницы, которая из-за серьёзной болезни не смогла сделать это вовремя. Чиновник был не против, однако сказал, что решение пусть принимает инспектор, которая непосредственно занимается этими вопросами, «работая до позднего вечера». Инспектор же на соответствующую просьбу отреагировала… нервным смехом. «Вы издеваетесь? Посмотрите, что у меня творится! Вы хотите, чтобы я всю работу заново делала?». Всё оказалось достаточно просто. Не владея текстовыми редакторами (а двадцать лет тому назад уже были и MSWordи «Лексикон» и «Слово и дело»), инспектор всё печатала на машинке, затем вырезала ножницами отдельные записи, затем вручную их сортировала и по алфавиту и по категориям, на которую претендовали учителя, затем подклеивала… Понятно, что добавление любой записи требовало немалых усилий. В результате учительнице было отказано в просьбе. Неумение работать в текстовом редакторе повлекло за собой материальные убытки конкретного педагога. А теперь современный пример.
Крупное региональное образовательное учреждение. Весь организационный отдел работает над подготовкой справки для властей региона в которой требуется отдельно перечислить все региональные мероприятия по: а) подготовке к ГИА и ЕГЭ; б) по физкультурно-оздоровительному направлению и некоторые другие. Несколько сотен мероприятий набраны в текстовом редакторе MSWord. Работники просматривают каждое из нескольких сотен мероприятий, уточняют по многим из них, подходит ли оно к какому-нибудь отчёту и, если да, то копируют его в соответствующий файл. Опять огромная рутинная работа, обусловленная низкой информационной подготовкой сотрудников! Ведь если бы план работы был грамотно структурирован, например, в среде электронных таблиц MSExcel, то с помощью любого из имеющихся в этой программе фильтров нужный отчёт был бы получен в считанные секунды. Невольно вспоминаешь слова Стива Джобса, который говорил, что «Работать нужно не 12 часов, а головой!».
…В содержании любой (или почти любой) учебной дисциплины помимо изучения теорий, концепций, понятийного аппарата и др., должна быть предусмотрена продуктивная деятельность учащихся [1, с. 9]. На основе приведённых примеров можно сформулировать некоторые из практических заданий для новой дисциплины «Социальные и этические вопросы информационных технологий». Эти задания заключаются в разработке ролевых компьютерных информационных моделей [3, 4, 5], позволяющих эффективно решать проблемы с представлением и обработкой информации для удовлетворения нужд и потребностей различных категорий работников системы образования.
- Бешенков С.А. Непрерывный курс информатики / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, Н.В. Матвеева, Л.В. Милохина. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.
- Юнов С.В. Ролевое информационное моделирование в педагогической деятельности. Краснодар, ККИДППО, 2010.
- Юнов С.В. Ролевое информационное моделирование как подход к информационно-профессиональной подготовке студентов вузов // Информатика и образование. 2011. №7. С. 32 – 36.
- Юнов С.В. Психолого-педагогические проблемы освоения новых информационных технологий в системе непрерывного информационного образования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. №1. С.19-25
Вид представления доклада | Публикация |
Ключевые слова | Информационные технологии, ролевое информационное моделирование, социум, этика |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным