РОЛЬ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ R В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РОЛЬ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ R В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Студент 1 курса магистратуры Ефремцева С. А.
Руководитель доцент Голикова Н. Н.
ГОУ ВПО Московский государственный областной университет
На сегодняшний день актуальна проблема нехватки высококвалифицированных специалистов, умеющих эффективно использовать в своей профессиональной деятельности информационные технологии нашего времени. Поскольку компетентность будущих специалистов не должна уступать от реальных требований рынка труда, а даже немного опережать их, важным аспектом подготовки бакалавров является ориентирование обучения на область информационных технологий.
Почти все профессиональные области в определенной степени связаны с наличием информации и больших объемов данных, которые так или иначе необходимо обрабатывать, добывать и анализировать. К тому же, сферы деятельности, нуждающихся в проведении статистического анализа становится все больше. Эти области не обязательно связаны с областью информационно-коммуникационных технологий: экономические отрасли, медицинские и многие другие используют статистику на постоянной основе. Одним из современных решений указанных потребностей является язык программирование R. Язык R является многофункциональным языком программирования, однако его основное применение сосредоточено в области статистических исследований, анализе и добывании данных, графическом представлении результатов. Из всего многообразия, предложенного на рынке программного обеспечения различными разработчиками, R является лидером в своей области. Огромное количество пакетов, позволяющих решать самые специфичные и узкоспециализированные задачи, возможность интеграции с различными средствами публикации, наличие средств представления результатов анализа в современном графическом эквиваленте, а также свободное распространение и открытый код делает R мощным средством комплексного решения задач.
Цель исследования – разработка методики обучения основам статистической обработки данных средствами информационно-коммуникационных технологий, а именно языка программирования R.
Для проведения эксперимента исследования были составлены лабораторные работы для курса «Основы статистической обработки данных». В лабораторных работах используется язык программирования R как средство и предмет обучения. Лабораторные работы содержат краткие теоретические и методологические сведения с примерами, подкрепленными снимками экранов рабочими командами и результатами их выполнения, задачи для самостоятельного выполнения, а также вопросы для контроля приобретенных знаний. Также был составлен тест для оценивания у учащихся приобретенных знаний после выполнения лабораторных работ. Экспериментальная часть работы была проведена на базе государственного образовательного учреждения высшего образования Московского государственного областного университета. В эксперименте участвовали бакалавры 3 курса, обучающиеся по программе ПО информатика.
На основании результатов тестирования был выявлен средний балл среди ответов учащихся как «удовлетворительный». На основании полученных результатов эксперимента и всего вышеизложенного был сделан вывод о положительной динамике приобретения знаний учащихся. Выбор в качестве средства и самого предмета обучения языка R показали положительные результаты, о чем можно судить по выполненным лабораторным работам, результатам тестирования и ответам на контрольные вопросы по лабораторным работам.
- Мастицкий С.Э., Шитиков В.К. (2014) Статистический анализ и визуализация данных с помощью R. – Электронная книга, адрес доступа: http://r-analytics.blogspot.com
- Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.:Педагогика, 1977 - 136с.
- Волкова П. А., Шипунов А. Б. Статистическая обработка данных в учебно-исследовательских работах. - М.: Форум, 2012. - 96 с.
Вид представления доклада | Публикация |
Ключевые слова | Язык программирования R, R, подготовка бакалавров, язык программирования, статистическая обработка данных, методика обучения. |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным