Бизнес-модель как инструмент анализа
Процесс повышения эффективности любой деятельности не может быть бесконечным, периоды развития всегда будут сменяться периодами стагнации, соответственно необходимо научиться управлять изменениями в организации. Для подобных ситуаций, на наш взгляд, необходимо использование такого инструмента управления как бизнес-модель, позволяющий выявить проблемы и проанализировать логику осуществления организацией своей деятельности. Понятие «бизнес-модель» не устоялось в российской практике, но потенциал широк, ибо позволяет схематизировать и наглядно представить любую предметную область в необходимом для анализа срезе, не усложняя модель излишними деталями.
Рассмотрим основные подходы к определению понятия, итак бизнес-модель – это:
- обобщенное описание деятельности компании, включающее набор действий, направленных на создание цепочки ценностей (Д. Тис);
- архитектура, включающая продукты, услуги и информационные потоки, описывающая роли разных экономических акторов, их потенциальную выгоду и источники получения прибыли (П. Тиммерс);
- это представление того, как компания покупает и продает товары и услуги и зарабатывает деньги (А. Остервальд);
- и т.д.
Корректный подход предлагает Дж. Магретта, которая считает, что необходимо включать в понятие «бизнес-модель» две составляющие, одна связанная с производством, другая – с продажей. И изменение бизнес-модели может включать разработку нового продукта, изменение процесса разработки или изменение способов распространения нового продукта. Фактически автор предлагает бизнес-моделирование использовать в качестве аналитического управленческого инструмента, которая реализует все этапы научного метода от постановки гипотезы до создания новой модели и проверки ее на адекватность [2]. Это означает, что и бизнес-моделирование можно использовать в образовательной практике.
Формализованный подход предлагает А. Остервальд. Его шаблон бизнес-модели разбит на 9 структурных блоков, каждый из которых представляет собой средство или способ получения прибыли, или сущность, связанную с процессом зарабатывания денег фирмой [1]:
1. Потребительские сегменты. В этом блоке предлагается определить клиентов, которых предприятие планирует обслуживать и привлекать, и разбить их на группы – сегменты.
2. В блоке ценностных предложений необходимо описать товары и услуги, которые предприятие будет предлагать, представляющие ценность для определенного сегмента потребителей.
3. Блок каналы сбыта описывает способ взаимодействия компании со своими клиентами – каждым из потребительских сегментов – и донесения до них созданных ценностных предложений.
4. Взаимоотношения с клиентами.В данном блоке производится описание типов отношений, которые фирма устанавливает с каждым потребительским сегментом.
5. Потоки поступления доходов. Этот блок включает в себя материальную прибыль, получаемую компанией от каждого потребительского сегмента. Сюда могут быть включены доходы от разовых сделок или регулярные доходы от долгосрочных отношений.
6. Блок ключевых ресурсов описывают наиболее важные активы, которые необходимы для того, чтобы создаваемое предприятие функционировало.
7.Ключевые виды деятельности.В данном блоке производится описание необходимых для реализации бизнес-модели компании действий.
8. Блок ключевых партнеров описывает сеть поставщиков и партнеров, позволяющих наладить функционирование бизнес-модели.
9. В блоке структура издержек описываются расходы, которые необходимы для функционирования бизнес-модели.
Работая с шаблоном можно применять бизнес модели текущего состояния компании (англ. As is- как есть) и желаемого (англ. To be– как должно быть). Применяя его, таким образом, можно увидеть недостатки в текущем положении, затормаживающие развитие предприятия.
- 1. Остервальдер А. Построение бизнес-моделей / Александр Остервальдер, Ив Пинье; пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012 – 288 с.
- 2. Joan Magretta. Why business models matter (англ.). Harvard Business Review (05-2002).
Вид представления доклада | Публикация |
Ключевые слова | Бизнес-модель, моделирование |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным