Основы обучения веб-технологиям: теория и практика
Появление новых типов вычислительных устройств (планшетов, смартфонов, smartтелевизоров, IoTи др.) ставит новые задачи перед разработчиками приложений. Это может быть разработка нативных приложений, учитывающих все функциональные возможности, предоставляемые операционной средой и аппаратными характеристиками того или иного вычислительного устройства, а может быть разработка веб-приложений, в основе разработки которых лежит использование стандартов HTML5, CSS3 и JavaScript. Для работы веб-приложений на любом вычислительном устройстве требуется только браузер, поддерживающий вышеперечисленные стандарты. Среди этих стандартов JavaScriptзанимает особую роль. Именно этот язык обеспечивает возможность разрабатывать многофункциональные веб-сайты и веб-приложения, которые будут практически одинаково выполняться на любом типе вычислительных устройств. Но кроме выполнения в браузерах, JavaScriptприобретает все большую популярность и в других контекстах, например, для программирования датчиков, роботов, беспилотных летательных аппаратов и электроники в стиле Arduino.
Обучение веб-программированию на основе языка JavaScriptтолько начинает внедряться в образовательную практику высшего профессионального образования. Хотя потребность в этом существует достаточно большая: хороший многофункциональный веб-сайт требуется любой организации, вне зависимости форм собственности (коммерческая фирма, государственная организация, образовательное учебное заведение и т.д.). Не в меньшей степени важна и разработка веб-приложений, которые позволяют оперативно получать доступ к той или иной информации с помощью широко класса вычислительных устройств. На кафедре вычислительной математики и методики преподавания информатики физико-математического факультета Московского государственного областного университета обучение различным аспектам веб-программирования начало проводиться с начала 2000-х годов. В начале это были курсы по выбору, которые знакомили обучающихся с различными веб-технологиями. Это были HTML, JavaScript, частично технология CSS. В то время поддержка JavaScriptразличалась в большинстве браузеров, что затрудняло обучение реальному программированию. Обучение в основном сводилось к изучению конструкций языка и особенностям объектно-ориентированного программирования, реализованным в языке JavaScript.
Другой подход, который применялся для знакомства с веб-технологиями – это обучение основам ASP.NET. В виду того, что базовые курсы по программированию на факультете строились на основе технологии .NETFrameworkи языка C#, включая WindowsForms, знакомство с ASP.NETWebFormsособого труда не составляло. В качестве зачетного продукта по курсу была разработка веб-сайта по выбранной студентами тематике.
В настоящее время курс по веб-технологиям включает четыре раздела: первые три раздела являются вводными – это HTML5, CSS3, JavaScriptи jQuery. Последний раздел знакомит с технологиями, которые появились за последние несколько лет и которые расширяют возможности JavaScript, позволяя создавать современные веб-сайты и веб-приложения. Данный курс читается на всех отделениях факультета, особенно он полезен студентам, обучающимся на педагогических направлениях, так как это позволит им в будущем создавать авторские программы по информатике. На основе ранее прочитанных курсов уже подготовлен вариант курса для системы повышения квалификации учителей информатики.
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
Ключевые слова | приложения, веб-программирование, обучение, Java-Script, HTML5, CSS3. |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным