Преподавание архитектуры предприятия в вузах: обучение через действие
В России архитектура предприятия (АП) преподается в вузах, обычно, в рамках специальностей «Бизнес-информатика» и «Прикладная информатика», а также начинает преподаваться на специальности «Mенеджмент» (например, в ВШМ СПбГУ) [1]. В международной практике АП начинает всё чаще входить в программы подготовки менеджеров, в том числе в программы MBA.
Специалисты в области АП входят в руководство крупнейших корпораций. Это одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий на рынке ИТ. Несмотря на это, по опросам компании Gartner в 2013 году, АП стала профессией с самым низким уровнем подготовки специалистов [1].
Международные стандарты и методологии пытаются формализовать требования к специалистам в области АП через определение ролей. Попытка определить роли предпринимается в ряде методологий, а также некоторыми компаниями в рамках своих методик.
АП характеризуются сочетанием следующих свойств: новизна и динамичность развития, прикладной характер дисциплины и междисциплинарность, что формирует особый вызов для ее преподавания в университетах [2]. Требуется привлечение различных заинтересованных сторон, гибкость в организации программы, «проактивная» роль обучающихся, интеграция теории и практики, а также практические кейсы.
Именно на создание такой экосистемы нацелены старания команды межвузовского академического центра компетенций по архитектуре предприятия «EALab». О концепции центра и его планах был доклад на конференции АПКИТ в 2015 году [3]. С 2014 года Центр работает над коллективным развитием методов и практик преподавания АП с целью повышения его качества в вузах РФ.
За два года работы команда центра и зарождающееся сообщество исследователей, преподавателей и практиков в области АП выработали подход к преподаванию АП в вузах, реализующий следующие принципы:
· Обучение через действие (работа в группах, кейс-метод);
· Развитие коммуникации через работу в командах;
· Развитие предпринимательского мышления (задачи генерации новых идей);
· Развитие инженерного мышления.
Приведенные принципы обширно применяются в дисциплинах, связанных с ИТ, но в части АП такой практики крайне мало. Сложность применения такого подхода для курса по АП связана с необходимостью разработки сквозного кейса, который мог бы служить референсным (образцовым) материалом. Кейс, созданный EALab, основан на примере реального проекта, но значительно адаптирован для учебных целей и предусматривает применение моделей, соответствующих сегодняшним лучшим практикам (бизнес-модель в шаблоне А. Остервальдера, cистема сбалансированных показателей и др.)
Предлагаемые методы были экспериментально апробированы в СПбГУТ, ВШМ СПбГУ и СПбГПУ в рамках курсов по архитектуре предприятия и бизнес-инжинирингу в 2015-2016гг, а также, в рамках трехдневного интенсивного семинара во французском институте EPITECHв Париже в 2016 г.
В качестве инструментария применяются два инструмента: ОРГ-Мастер – отечественная разработка компании Бизнес Инжиниринг Групп и Archi– бесплатный, свободно распространяемый инструмент [5].
На рисунке 1 отображены основные сущности, с которыми студенческие группы работают в течение курса. Объектом их исследования/моделирования является либо реальная организация, в деятельности которой они неплохо разбираются или хотят разобраться, либо вымышленная организация. В первом случае упор на бизнес-анализ и моделирование, во втором случае – на генерацию новых идей и предпринимательский подход.
Рис. 1. Представление основных сущностей и связей (метамодель), прорабатываемых в рамках учебного курса, в ПО «ОРГ-Мастер»
В целях совместного развития методов и подходов к преподаванию АП EALabпроводит курсы для преподаватлей по преподаванию АП в университетах, с последующей передачей участникам всех наработок, а также, с подключением участников к процессам дальнейшей разработки и совершенствования методов и материалв обучения. Текущие результаты будут обсуждаться на ближайшем курсе, запланированном на июль 2016 года.
- Пашков П.М. Формирование профессиональных специалистов в области архитектуры предприятия // Сборник трудов 18-й Российской научно-практической конференции «Инжиниринг предприятий и управление знаниями»: Моск. госуд. ун-т экономики, статистики и информатики – М., 2015
- Арзуманян М.Ю. Архитектура предприятия: проблемы востребованности и подготовки кадров. // XI Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации». ВГУ, Воронеж, 16-17 мая 2013. - С. 67-69
- Арзуманян М. Ю., Кудрявцев Д. В. Опыт организации открытой образовательно-исследовательской программы по направлению «Архитектура предприятия» на базе межвузовской платформы «Game|Changers» // Образовательные технологии и общество. – 2014. - № 3. – С. 615-633.
- Арзуманян М.Ю. Межвузовский академический центр компетенций по архитектуре предприятия EA Lab // XIII открытая Всероссийская конференция Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации»: Сборник тезисов конференции. ПГНИУ – Пермь, 2015. С.86-88
- Кудрявцев Д.В., Арзуманян М.Ю., Григорьев Л.Ю. Технологии бизнес-инжиниринга: учеб. пособие.- СПб., Изд-во Политехнического университета, 2014. - 427с.
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
Ключевые слова | Архитектура предприятия, бизнес-информатика, обучение через действие, академические сообщество |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным