Формирование проектных компетенций будущих IT-специалистов в условиях регионального вуза
Современные требования к обязательному учету принимаемых профессиональных стандартов (ПС) при проектировании и реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) высшего образования (ВО) определяют необходимость повышения роли представителей работодателей в формировании готовности студентов к будущей профессиональной деятельности [2]. Только руководители и специалисты, обладающие достаточным опытом работы в профессиональной сфере, могут максимально приблизить содержание обучения к реальным производственным ситуациям, к тем проблемам, с которыми может столкнуться выпускник вуза, работая на конкретном предприятии, в конкретной должности.
Подготовка специалистов в системе ВО предусматривает формирование такой компетентностной модели обучения, которая обеспечит готовность выпускника к решению профессиональных задач согласно заявленным в ОПОП видам деятельности и квалификационным требованиям соответствующих ПС. В сфере информационных технологий, независимо от предметной области их применения, в такой модели одной из ключевых является проектная компетенция, формирование и развитие которой в значительной мере зависит от квалификации и опыта преподавателя, обеспечивающего дисциплину (модуль)/раздел учебного плана, ответственную за данную компетенцию. Под проектной компетентностью понимаем «способность будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности эффективно функционировать в профессиональном сообществе, реализовывать задачи, закрепленные за ним в системе общественного разделения труда» [1].
На факультете информационных технологий и математики Нижневартовского государственного университета реализуются ОПОП по нескольким направлениям подготовки бакалавров в области информационных технологий. Среди них ОПОП по направлению 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, ориентированная на ПС «Программист». Учитывая, что содержание подготовки специалистов должно быть направлено на удовлетворение требований реального рынка труда региона, проектную деятельность в ходе реализации образовательного процесса по IT-направлениям на факультете мы рассматриваем на примере крупного нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего холдинга. В подавляющем большинстве случаев холдинг имеет в своем составе обособленное предприятие, в котором собраны все IT-специалисты. IT-предприятие предоставляет услуги по сопровождению и развитию программных систем и инфраструктуры остальным предприятиям холдинга (заказчики), реализует новые потребности заказчиков в виде IT-проектов собственными силами либо через привлечение субподрядчиков с IT-рынка, становясь при этом для холдинга проектным интегратором. Для успешной реализации IT-проектов вводятся типовые проектные роли, в соответствии с которыми подбор сотрудников осуществляется индивидуально от сложности и потребностей каждого проекта, при этом учитывается опыт и личные качества сотрудников в соответствии с матрицей компетенций типовых проектных ролей.
Подготовке выпускников факультета информационных технологий и математики к участию в проектной деятельности в определенных проектных ролях способствуют реализуемые на факультете дисциплины по выбору, преподавание которых обеспечивается представителями работодателей – руководителями IT-структур, имеющих большой опыт проектной деятельности. Кроме того, при распределении студентов для прохождения производственной практики, учитываются их личные качества и склонности для определения проектных ролей, в рамках которых перед ними ставятся задачи практики.
Таким образом, при подготовке акцент делается на подготовку IT-специалистов, ориентированных на участие в проектной деятельности на предприятии в определенных проектных ролях.
- Матяш Н.В., Володина Ю.А. Методика оценки проектной компетентности студентов [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 31.03.2016). 0421100116/0032.
- Федеральный закон от 02.05.2015 №122- ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образова¬нии в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 18, (04 мая). – Ст. 2625.
Вид представления доклада | Публикация |
Уровень | Высшее профессиональное образование |
Ключевые слова | подготовка IT-специалистов, проектная деятельность, проектная компетенция, проектные роли, региональный рынок труда |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным