Свободное программное обеспечение. Технология опережающего переобучения профессиональных пользователей информационно-управляющих систем.

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Автор: Григорьев Виктор Карлович, Кандидат технических наук, Доцент
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет радиотехники, электроники и автоматики"
Рассматривается проблема эффективного обучения массовых профессиональных пользователей (МПП) при переходе государственных служащих на свободное программное обеспечение (ПО). Предлагается технология опережающего деятельного обучения МПП и рассматриваются инструментальные средства создания обучающих тренажеров для эффективной подготовки необходимого количества сертифицированных пользователей к моменту внедрения ПО.

Во многих источниках отмечается, что несмотря на распоряжение Правительства РФ от 17.12.2010 №2299-р об утверждении плана перехода на свободное программное обеспечение (ПО), за прошедшее время существенных результатов достигнуто не было. Однако в настоящее время актуальность перехода на свободное ПО существенно возрастает ,  что объясняется насущной необходимостью обеспечения импортозамещения проприетарных компонентов информационных систем и  снижения зависимости от монополистов. В приказе министерства связи от 01.04.2015 предлагается последовательно во всех направлениях информатизации увеличить  внедрение отечественного ПО в 2-3 раза.

            Известно, что наиболее критической для успеха нового ПО является стадия внедрения, а для информационно-управляющих систем (ИУС) с большим количеством пользователей важнейшим элементом стадии внедрения является этап обучения пользователей. В работе [1] выделен класс массовых профессиональных пользователей (МПП) для которого предложена эффективная технология обучения работе в новых и модифицируемых ИУС. Технология гарантировано обеспечивает качественную подготовку необходимого количества МПП до момента внедрения новой ИУС.  Технология базируется на методах электронного опережающего деятельного ситуационного обучения[1]. Технология представлена  в виде последовательности моделей, методов, инструментов, методик и практик. 

Технология содержит:

·        Модели - модель предметной области, модель МПП ИУС, модель обобщенного интерфейса обучающей программы( ОП)  с образом интерфейса ИУС, модель обобщенного интерфейса ОП с образом интерфейса ИУС;

·        Методы обучения - электронное обучение, ситуационное обучение, деятельное обучение,опережающее обучение;

·        Инструменты - ОП или WEB проигрыватель, ОП со сценарием с базовыми ситуациями, ОП с образом графического интерфейса ИС и активной областью, комплекс для создания обучающих компонент с редактором;

·        Методики - индивидуальное, групповое, с преподавателем, самостоятельное, преобразование должностной инструкции в сценарий обучения, гомоморфное отображение всех ситуаций  МПП на базовые ситуации, создание ОП параллельно с комплексным тестированием;

·        Практики - выделение границ базовых ситуаций, перехват интерфейса ИС.количественная оценка результата, использование базовой версии клиента ИС без комплексного тестирования.

Курсивом выделены авторские модели, методы, инструменты, методики и практики.

Разработанное в МИРЭА инструментальное средство «Построитель тьюторов», поддерживающее технологию опережающего  обучения МПП ИС [2], позволяет:

  • Сразу после окончания функционального и интерфейсного тестирования создать точную (в смысле Крипке, для бизнес случаев МПП) модель ИУС ( 1-2 дня)
  • Создать обучающую программу, использующую точную модель ИУС, для деятельного обучения МПП .
  • Провести обучение всех МПП для данной ИУС до срока ее внедрения.
  • Провести объективную автоматизированную сертификацию всех МПП ИУС до даты внедрения ИУС.
  • На порядок снизить стоимость обучения, при гарантированном качестве.

 С помощью «Построителя тьюторов» в МИРЭА были разработаны обучающие программы как для МИРЭА, так и для внешних организаций. Использование инструментальных средств поддержки технологии опережающего деятельного обучения  при  переходе государственных служащих на свободное программное обеспечение существенным образом повысит эффективность переобучения массовых профессиональных пользователей.  

Список использованных источников
  1. 1. Григорьев В.К., ТЕХНОЛОГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МАССОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, Информатизация образования и науки. 2012. № 16. С. 183-195.
  2. 2. Бирюкова А.А., Григорьев В.К., ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, Информатизация и связь. 2013. № 3. С. 33-39.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  опережающее деятельное обучение, массовые профессиональные пользователи, свободное программное обеспечение

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.