ВЫЗОВЫ И ПРОБЛЕМЫ E-LEARNING
Вызовы и проблемы e-learning во многом связаны с той культурно-исторической ситуацией, которая сложилась в начале XXI века в России и так называемом цивилизованном мире: пришедшая на смену модерну с его поисками нового эпоха постмодерна часто называется магической, совершившей поворот от представлений о существовании научной истины и нравственного закона через постулирование множественности истин и примат закона гражданского к представлениям о неопределенности как результату множественности истины,: к «минималистской морали» освобожденной от «устаревших» предписаний, алеаторного распространения и деструкции ценностей. Сложившаяся в эпоху классическую и подвергшаяся трансформации в эпоху модерна модель общения людей и сообществ перешла сначала к модели коммуникации, а затем, в контексте требований «киберкультуры» и связанных с нею типичных для маргинального существования «лоскутных» («patchwork Frankenstein») пониманий себя и мира, «проверке связи». Особенно заметен этот процесс у молодежи, чья идентичность в полной мере может быть названа медиа-идентичностью – формирующейся и развевающееся в условиях медиакультуры и продуцирующей тексты, свойственные этой культуре: вторичность и симуляция реальности, эгоцентричность и аномичность, лоскутность и упрощенность - вот неполный перечень характеристик жизнедеятельности современной молодежи. Описывая развитие культуры и проблемы традиционного и «электронного» обучения современных подростков и юношей ученые и практики прямо отмечают, что ведущим для современных молодых людей на сегодняшний день, на этапе их субъективного социального восхождения является не познание себя и мира, а самовыражение как стремление выделиться из толпы. «Медийная» эпоха и переломный характер ее временных рамок – начало нового века - породила поколение эгоцентристов или «миллениалов», которое характеризуется рядом черт: нарциссизм и аполитичность, конформизм и задержанное развитие, а также повседневная квазикреативность, находящая выражение в «селфи» и иных формах псведотворчества, центрации на «собственном» и ноунейм (noname) как отказе от общепризнанного. Общество превознесло ребенка над взрослым, сделав детоцентризм ведущей идеей социальных и государственных отношений, резко снизив значимость опыта предшествующих поколений, включая ценность обучения и воспитания. Как «поколение трофеев», они стремятся все время играть и что-то выигрывать, в том числе, в обучении и в отношениях вне него, им свойственна вера в собственную «крутизну» и восприятие старших как «слабых звеньев»: все должно вертеться и до поры до времени вертится вокруг их «я». При этом отмечается выраженное падение показателей творческих способностей и эмпатии, которая необходима, чтобы интересоваться другими людьми, культурой, миром. Экзистенциальный вакуум, в котором живет «дигитальная молодежь» размывает границы личности, превращая большинство представителей современной массовой «постмодернистско-магической» культуры в субъектов, не имеющих определенного понимания себя и мира: не случайно возникновение так называемого «дигитального слабоумия». Там, где кибертехнологии подчиняют человеческую жизнь, вступает в права «безжизненность», доведенный до абсурда, игнорирующий субъектов взаимодействия, контроль, репрессии по отношению к осмысляющим и проживающим жизнь иначе, чем предписано «системой». Таким образом, традиционные и инновационные технологии обучения, включая «электронное обучение», должны учитывать особенности отношений учащихся к себе и миру, складывающихся в рамках современной «киберкультуры»: наличие связанных с нею «лоскутных» идентичностей как совокупностей способов пониманий себя и мира, склонности сознания учащихся к выхолащиванию смыслов обучения и связанными с ними значительными деструкциями личности и отношений. Чтобы противостоять такой деструкции, нужно трансцедентировать, «выходить за пределы», а также эти пределы - понимать, уважать, а также иметь мужество изменять: себя и мир.
- 1. Стрельникова Л. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь - XXI век. - 2014. - № 12. - С. 42-47.
- 2. Espinoza Ch.. Millennial Integration. Yellow Springs. OH: Antioch University and OhioLINK. 2012. – 151p.
- 3. Hayles N.K. My Mother was a computer: digital subjects and literary texts. - Chicago: The University of Chicago Press, 2005. – 288р.
Вид представления доклада | Публикация |
Уровень | Послевузовское профессиональное образование |
Ключевые слова | медиатизация, электронное обучение, аномия, идентичность |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным