SPOC и возможности использования МООС в смешанных формах обучения ИТ-специалистов

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Авторы: Дацун Наталья Николаевна 1, Кандидат физико-математических наук, Доцент, Уразаева Лилия Юсуповна 2, Кандидат физико-математических наук, Доцент
1 ФГБОУ ВПО "Пермский государственный национальный исследовательский университет", 2 ГБОУ ВПО Сургутский государственный педагогический университет
В работе изучен потенциал использования MOOC в академическом образовании ИТ-специалистов в смешанных формах обучения. Обсуждается новое направление применения MOOCs в роли небольших частных онлайн курсов (SPOCs), позволяющих уменьшить отсев и повысить вероятность успеха академического курса. Указана новая задача автоматизации деятельности персонала MOOC/SPOC по организации групп обучающихся на основе анализа их деятельности.

Целью данной работы является исследование возможности использования образовательных ресурсов ведущих мировых университетов и ведущих ИТ-компаний в учебном процессе в академическом образовании ИТ-специалистов.

"Цунами" массивных открытых онлайн курсов (MOOC) не отступает: количество MOOC-провайдеров уже превысило сотню. Доля курсов ИТ-направлений подготовки на универсальных MOOC-платформах (Coursera, EdX, FUN, Miríada X и др.) составляет 10-30% [1, 2].

По данным агрегатора Class Central (https://www.class-central.com/) 4890 MOOCs структурированы в 11 категориях. Нами были исследованы две категории ИТ-направлений: "Computer Science" (9,63% курсов от общего числа MOOCs) и "Programming" (7,65%). Курсами с режимом "self-paced" в категориях ИТ-направлений являются 232 курса (25,05% от общего числа): в категории "Computer Science" 9 курсов (10,91% от общего числа курсов для самостоятельного изучения и 43,53% среди курсов ИТ-направлений в режиме "self-paced") и в категории "Programming" 4 курса (14,15% и 56,47% соответственно).

Агрегатор Mooc List (https://www.mooc-list.com/) представляет MOOCs 97 провайдеров, структурированные в 33 категориях. 748 курсов ИТ-категорий поставляют 49 MOOC-платформ (50,52% провайдеров). Нами были исследованы категории группы "Computer Science" ("CS: AI, Robotics, Vision", "CS: Programming & SE", "CS: Systems, Security, Networks", "CS: Theory") и категория "Programming". 744 курса (99,47% всех MOOCs ИТ-категорий) представлены в группе категорий "Computer Science" и 4 курса (0,53%) – в категории "Programming". 32 MOOC-платформы предоставляют курсы ИТ-категорий в режиме "self-paced", из них 28 платформ – курсы на английском языке. По ИТ-категориям 209 англоязычных курсов с режимом самостоятельного изучения распределены так: в категориях группы "Computer Science" 207 курсов (98,57%) и в категории "Programming" 3 курса (1,43%).

Таким образом, MOOCs предоставляют открытые образовательные ресурсы различного уровня сложности, потенциально доступные академическим ИТ-студентам в смешанном обучении и "перевернутом классе". Однако, высокий отсев (80-90%) обучающихся с MOOC снижает педагогический потенциал MOOC [1, 2].. Остаются открытыми вопросы признания завершенного курса в качестве кредитных единиц академической дисциплины. Для формирования профессиональных компетенций в ИТ-образовании имеет особую важность совместное обучение, которое базируется на взаимодействии обучающихся MOOC при генерации новых знаний в процессе обучения.

Новым направлением применения MOOCs в академическом образовании становится их использование в роли Small Private Online Courses (SPOCs, небольшие частные онлайн курсы) [3], для которых характерны:

– ограничение (только выбранные студенты могут принять в них участие);

– признание (использование в качестве части академического курса для кредита);

– объединение (ориентированной на студента модели ресурса с традиционной ориентированной на инструктора моделью обучения в классе);

– улучшение (вовлеченности и удовлетворенности обучающихся курса).

Главным преимуществом SPOC является уменьшение отсева и повышение вероятности успеха академического курса. Первый опыт применения SPOC, в том числе в ИТ-дисциплинах, показал необходимость автоматизации организации групп обучающихся на основе анализа их социальных сетей и сообществ.

Таким образом, SPOC является мостом между МООС и традиционным академическим курсом, который позволяет гибко сочетать онлайновые ресурсы и технологии с личным взаимодействием между преподавателями и ИТ-студентами с целью формирования профессиональных компетенций.

Список использованных источников
  1. Дацун Н.Н., Уразаева Л.Ю. Обеспечение подготовки ИТ-студентов с использованием массовых открытых онлайн-курсов. Информатика и образование. 2015. № 6 (265). С. 30-36.
  2. Дацун Н.Н., Уразаева Л.Ю. Организация самостоятельной работы IT-студентов на основе массовых открытых онлайн курсов. Преподаватель XXI век. 2015. Т. 1. № 4. С. 87-103.
  3. Fox A. From MOOCs to SPOCs. Communications of the ACM. 2013. Vol. 56. Iss. 12. P. 38-40.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  MOOC, отсев, ИТ-студенты, смешанные формы обучения, педагогический потенциал MOOC, небольшие частные онлайн курсы, SPOCs

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.