ИЗ ОПЫТА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"

Современная система высшего образования призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности студента. Вместе с тем существуют группы студентов, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами [1]. Включение в общий образовательный процесс студентов с особыми образовательными потребностями и возможностями, иными словами, инклюзивное обучение студентов, эффективно при создании специальных условий, или адаптивной образовательной среды. Формирование такой среды в ВУЗе может осуществляться различными средствами, в том числе за счёт индивидуальной адаптации учебных программ, применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять приём и передачу учебной информации в доступной для студента форме [2].

В Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского в качестве одной из форм подготовки студентов, в том числе с особыми образовательными потребностями и возможностями, реализуется заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий. Изучение студентами дисциплин, соответствующих выбранному направлению подготовки, организуется на образовательном портале «Система дистанционного образования IpsilonUni» (https://ipsilon.sgu.ru).

В настоящее время на портале IpsilonUni мною преподаётся курс «Математические способы обработки данных». В числе студентов, изучающих данный курс, есть слабовидящая студентка факультета психолого-педагогического и специального образования, обучающаяся по направлению подготовки 44.03.03 – Специальное дефектологическое образование, профиль «Тифлопедагогика». Через систему личных сообщений она обратилась с просьбой адаптации электронного курса к её возможностям здоровья.

Мы провели беседу со студенткой, целью которой стало выявление возникающих у неё проблем при работе с дистанционным курсом. Выяснилось, что основная сложность заключается в восприятии математической символики, например, формул, верхних и нижних индексов и т.п. Работая с материалами курса, студентка использует одну из современных компьютерных тифлотехнологий – электронную читалку Jaws. Данное программное обеспечение способно озвучивать текстовые материалы, содержащиеся в учебных модулях курса, однако при «встрече» с формулой, не может помочь её восприятию слабовидящим пользователем.

Проблема доступа к визуальной информации для пользователя с остаточным зрением может быть компенсирована посредством программ увеличения экрана, используемых в случаях, когда размер текстовой или графической информации, необходимой для работы, недостаточен для восприятия, и увеличить его с помощью стандартных программ не представляется возможным (Magic for Windows) [3]. Кроме того, доступ к визуальной информации может быть компенсирован за счёт представления информации в аудиальной форме. Нами ведётся работа по адаптации дистанционного курса посредством введения в его состав аудиолекций и видеолекций.

По просьбе студентки мы комбинируем дистанционную форму обучения с личными консультациями по темам изучаемого курса. Во время очных занятий, при проведении лекций используем для письма крупный шрифт (студентка способна работать с текстами, шрифт которых имеет размер не менее 26 пт), рисуем плакаты. Контроль знаний осуществляем посредством тестирования, а также личных бесед.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет достичь существенного компенсаторного эффекта при восприятии изучаемого материала студентами с нарушениями зрения.

Список использованных источников
  1. Александрова Н.А., Гаврилова Е.А. Обзор опыта организации высшего инклюзивного образования в России // Информационные технологии в образовании: Материалы VII Всерос. научно-практ. конф. – Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2015. – C. 141-146.
  2. Александрова Н.А., Гаврилова Е.А. Об использовании технологических средств и информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном обучении студентов // Информационные технологии в образовании: Материалы VI Всерос. научно-практ. конф. – Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2014. – C. 61-63.
  3. Методические рекомендации по инклюзивному образованию студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, И.В. Быстровой : учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. – М. : МГППУ, 2015. – 46 с. – С. 37.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.