ИЗ ОПЫТА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ
Современная система высшего образования призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности студента. Вместе с тем существуют группы студентов, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами [1]. Включение в общий образовательный процесс студентов с особыми образовательными потребностями и возможностями, иными словами, инклюзивное обучение студентов, эффективно при создании специальных условий, или адаптивной образовательной среды. Формирование такой среды в ВУЗе может осуществляться различными средствами, в том числе за счёт индивидуальной адаптации учебных программ, применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять приём и передачу учебной информации в доступной для студента форме [2].
В Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского в качестве одной из форм подготовки студентов, в том числе с особыми образовательными потребностями и возможностями, реализуется заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий. Изучение студентами дисциплин, соответствующих выбранному направлению подготовки, организуется на образовательном портале «Система дистанционного образования IpsilonUni» (https://ipsilon.sgu.ru).
В настоящее время на портале IpsilonUni мною преподаётся курс «Математические способы обработки данных». В числе студентов, изучающих данный курс, есть слабовидящая студентка факультета психолого-педагогического и специального образования, обучающаяся по направлению подготовки 44.03.03 – Специальное дефектологическое образование, профиль «Тифлопедагогика». Через систему личных сообщений она обратилась с просьбой адаптации электронного курса к её возможностям здоровья.
Мы провели беседу со студенткой, целью которой стало выявление возникающих у неё проблем при работе с дистанционным курсом. Выяснилось, что основная сложность заключается в восприятии математической символики, например, формул, верхних и нижних индексов и т.п. Работая с материалами курса, студентка использует одну из современных компьютерных тифлотехнологий – электронную читалку Jaws. Данное программное обеспечение способно озвучивать текстовые материалы, содержащиеся в учебных модулях курса, однако при «встрече» с формулой, не может помочь её восприятию слабовидящим пользователем.
Проблема доступа к визуальной информации для пользователя с остаточным зрением может быть компенсирована посредством программ увеличения экрана, используемых в случаях, когда размер текстовой или графической информации, необходимой для работы, недостаточен для восприятия, и увеличить его с помощью стандартных программ не представляется возможным (Magic for Windows) [3]. Кроме того, доступ к визуальной информации может быть компенсирован за счёт представления информации в аудиальной форме. Нами ведётся работа по адаптации дистанционного курса посредством введения в его состав аудиолекций и видеолекций.
По просьбе студентки мы комбинируем дистанционную форму обучения с личными консультациями по темам изучаемого курса. Во время очных занятий, при проведении лекций используем для письма крупный шрифт (студентка способна работать с текстами, шрифт которых имеет размер не менее 26 пт), рисуем плакаты. Контроль знаний осуществляем посредством тестирования, а также личных бесед.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет достичь существенного компенсаторного эффекта при восприятии изучаемого материала студентами с нарушениями зрения.
- Александрова Н.А., Гаврилова Е.А. Обзор опыта организации высшего инклюзивного образования в России // Информационные технологии в образовании: Материалы VII Всерос. научно-практ. конф. – Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2015. – C. 141-146.
- Александрова Н.А., Гаврилова Е.А. Об использовании технологических средств и информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном обучении студентов // Информационные технологии в образовании: Материалы VI Всерос. научно-практ. конф. – Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2014. – C. 61-63.
- Методические рекомендации по инклюзивному образованию студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, И.В. Быстровой : учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. – М. : МГППУ, 2015. – 46 с. – С. 37.
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным