Использование моделей смешанного обучения для повышения эффективности обучения
Активизация самостоятельной работы студентов, их подготовка к трудовой деятельности, требующая повышения квалификации в условиях быстрого устаревания информации невозможна только в рамках традиционного очного обучения. С выходом в свет Закона об образовании новый импульс к развитию получили такие реалии современного вузовского образования как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, которые открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, использования методов активного познания, способствующих самообразованию.
Модель eLearning пока несовершенна, но и традиционное образование уже не слишком актуально. еLearning в большинстве случаев понимается как вспомогательный инструментарий к традиционному учебному процессу.
Одним из вариантов решения сложившейся проблемы является использование смешанного обучения (СО), концепция которого предполагает, что студент должен оптимально, в различных сочетаниях использовать все возможности, предоставляемые как традиционным обучением, так и дистанционными технологиями.
В нашем понимании, СО – это система преподавания, сочетающая очное, дистанционное обучение и самообучение, включающая взаимодействие между педагогом, обучающимся и интерактивными источниками информации, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) функционирующие в постоянном взаимодействии друг с другом, образуя единое целое.
Сегодня в мире СО считается самой качественной и перспективной моделью организации учебного процесса, которое предполагает сокращение количества аудиторных занятий за счет переноса части занятий в электронную среду. При этом соотношение аудиторной и виртуальной компонент может отличаться и зависеть от большого количества факторов: предметная область, возраст обучающихся, уровень подготовки, наличие технических средств.
Суть технологии состоит в перестановке ключевых составляющих учебного процесса на основе активного использования электронной обучающей среды. При использовании моделей СО предлагается схема учебного процесса: постановка проблемного задания ®самостоятельное ознакомление с материалом, размещенным в среде ЭК ® самоконтроль понимания материала ®уточнение понимания, ответы на вопросы студентов, разбор уже найденных студентами решений (в аудитории) ®отработка усвоенных на занятии решений, закрепление материала ®автоматизированный контроль итогов обучения по теме.
Таким образом, учесть когнитивный стиль студента, уровень, тип познавательных способностей, скорость освоения материала возможно, правильно спроектировав ЭК для СО.
Среди преимуществ СО - встраивание технологии асинхронной интернет-коммуникации в «живые» образовательные курсы, что способствует получению одновременно независимого и совместного учебного опыта. Замечено, что использование ИКТ улучшает отношение к получению знаний, а также качество коммуникации между студентами и преподавателями.
СО учит организовывать и планировать работу самостоятельно, независимо получать и анализировать знания, искать и отбирать информацию, принимать решения, формировать навык презентации проектов, заниматься самообразованием.
Недостатки СО – это неравномерная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что СО является приоритетной формой обучения в современных образовательных условиях, предоставляющей неоспоримые преимущества как для преподавателей, так и для студентов. СО позволяет оптимизировать временные затраты преподавателя и повысить эффективность процесса обучения в целом. Студент при этом становится активным участником учебного процесса, способным выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, исходя из собственных потребностей, что способствует формированию компетентного специалиста, конкурентоспособного в современных условиях.
- 1. Саврасова Л.Н. Когнитивный подход к обучению в современном юридическом образовании [Текст] / Л.Н. Саврасова // Общество, право, правосудие: сб. материалов Всеросс. научно-практич. конференции. – Воронеж : ООО «Воронеж-Формат», 2013. – С. 523-527.
- 3. Blended learning [Электронный ресурс] / Department of Education and Early Childhood Development. – Melbourne Graduate School of Education. Melbourne, 2011 // Режим доступа http://www.eduweb.vic.gov.au/ edulibrary/ public/ commrel/ about/ learning.com
Вид представления доклада | Стендовый доклад и публикация |
Уровень | Высшее профессиональное образование |
Ключевые слова | смешанное обучение, когнитивные технологии, электронное обучение, модели смешанного обучения, схема процесса обучения |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным