Коммуникативная деятельность студента и преподавателя в информационном пространстве в процессе подготовки ИТ-специалистов
При обучении ИТ-специалистов важно подготовить студентов к профессиональной деятельности, сформировать у них способность эффективно применять свои знания на практике, чтобы после окончания университета выпускник смог привлечь внимание работодателя. Начинающему специалисту необходимо применять коммуникативные навыки для поиска работы. В последнее время наблюдается тенденция перехода значительной доли коммуникаций в Интернет, в том числе в социальные сети.
Современный студент-информатик начинает поиск работы уже с 1-2 курса, и в качестве инструмента поиска часто выступают социальные сети. Аккаунт пользователя становится аналогом резюме. Процесс поиска работы в социальных сетях вовлекает студента в особый вид коммуникации. Процессу традиционного общения «с глазу на глаз» свойственны различные барьеры, обусловленные социальными и психологическими аспектами; в случае с коммуникацией «онлайн» разграничения либо слабы, либо вовсе отсутствуют. Однако, к исчезновению одних проблем добавляются другие [3].
По нашему мнению, особое внимание следует уделить роли социальных сетей в сфере образования, а так же образу преподавателя в сети. Различные исследования показали: взаимодействие в социальных сетях оказывает воспитательное воздействие на личность [1], а вовлечение социальных сетей в образовательный процесс может повысить успеваемость студентов [2]. Необходимо понимать, что социальная сеть является неформальной площадкой. Компьютерные коммуникации сделали преподавателей «более доступными» в плане общения, и перед исследователями возникает ряд вопросов: где находятся «рамки» в общении между студентами, преподавателями и работодателями? Положительно ли влияние социальных сетей на качество подготовки специалистов?
Для подробного изучения некоторых из поставленных вопросов было проведено исследование в форме анкетирования. В опросе принимали участие и студенты, и преподаватели, что позволило рассмотреть результаты с обеих сторон и сделать более полные выводы.
Исследование показало, что общение и обучение занимают лидирующие позиции среди других способов использования социальных сетей. Респонденты в целом положительно оценивают применение социальных сетей в сфере образования, рассматривая их как прекрасное дополнение для облегчения процесса обучения.
Однако, вопросы коммуникации вызвали затруднения. Большое количество респондентов не только заинтересуется контентом на страничке своего студента или преподавателя, но и специально ищут такую информацию в сети, считая, что это поможет найти с человеком общий язык.
Среди недостатков применения социальных сетей можно назвать риск возникновения аддикции у студентов и снижение мотивации к учёбе. Действительно, по результатам опроса большое количество студентов слишком много времени проводит в сетях, отмечая при этом их негативное влияние на своё обучение. В таком случае возникает вопрос: если социальные сети являются привычной площадкой для студентов, не будет ли эффективным перенести туда часть образовательного процесса?
Педагогические возможности социальных сетей способны перевести образовательную активность на значительно более высокий уровень. Возможность применения социальных сетей в образовании открыла огромное пространство для исследований, и одним из направлений может стать вопрос коммуникации преподавателей и студентов в социальных сетях. Перед нами встаёт необходимость в разработке социально-педагогических норм общения между преподавателями и студентами в сети, актуальных форм и способов взаимодействия, а так же выработке критериев эффективности такого общения.
- Храмова М.В., Какалина Е.В. Исследование влияния общения в сети на процесс воспитания // Гаудеамус. 2010. Т. 2. № 16. С. 75-77.
- Анохина Н.М., Чеснова Е.В. Использование возможностей социальных сетей в вузе // Вестник МГПУ. – 2015. – № 1 (31) 2015. – С. 92–99.
- Чванова М.С., Храмова М.В. Проблемы организации коммуникаций студентов наукоёмких специальностей в системе открытого образования // Образовательные технологии и общество. 2011. № 2. С. 482-501.
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
Уровень | Магистратура |
Ключевые слова | коммуникации, образование, социальные сети |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным