Подготовка будущих учителей к применению электронного обучения в профессиональной деятельности
Обновленные цели системы российского общего образования повышают традиционные и создают новые требования к уровню профессиональной подготовки педагогов. В соответствии со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития, необходимо развивать новые профессиональные компетенции учителей. В частности, особого внимания заслуживает проблема формирования ИКТ-компетентности педагога, поскольку она определяет успешность внедрения в образовательный процесс современных технологий электронного обучения.
В МПГУ (на математическом факультете) проблему подготовки будущих учителей к активному применению технологий электронного обучения в профессиональной деятельности, мы решаем следующим образом:
-
использование электронного обучения и дистанционных технологий в образовательном процессе;
- включение в учебные планы таких дисциплин как «Разработка электронных образовательных ресурсов», «Технологии электронного и дистанционного обучения» и др.;
- разработка студентами электронных образовательных ресурсов (в рамках учебной практики);
- применение элементов электронного обучения во время прохождения педагогической практики (при наличии соответствующих условий в школе);
- научно-методические исследования студентов в области смешанного обучения, применения в школьном образовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении будущих учителей, наверное, одно из основных условий. Студенты «изнутри» узнают все «плюсы» и «минусы» этих технологий, причем с позиции обучающихся. Кроме того, они наблюдают, в каких случаях эти технологии использует преподаватель, и могут оценить, насколько оправдано и целесообразно в том или ином случае было их использование, были ли достигнуты цели, которые ставил преподаватель. Также будущие учителя изучают «инструментарий» электронного обучения – программное обеспечение, которые позволяет реализовать электронное и дистанционное обучение. Ну и конечно, невольно студенты знакомятся с различными подходами, которые используют разные преподаватели для организации смешанного обучения, видят, как меняется традиционная методика обучения при интеграции электронного обучения в учебный процесс. Таким образом, на основании своего опыта как обучающихся, будущие учителя в дальнейшем смогут сделать осознанный выбор в пользу тех или иных технологий электронного обучения, методов организации смешанного обучения.
На основе этого опыта студентам легче понять и усвоить содержание специализированных дисциплин, знакомящих их с технологиями электронного и дистанционного обучения, методами смешанного обучения, технологиями разработки собственных электронных образовательных ресурсов, создания онлайн курсов.
Особое внимание мы уделяем практике, так как именно в практической деятельности формируется компетентность. В рамках учебной практики студенты осуществляют разработку электронных образовательных ресурсов (презентаций, скринкастов, интерактивных заданий, тестов и др.). Мы стараемся, чтобы практика не была «оторвана от жизни», в качестве задания выступает своего рода «социальный заказ» – запрос преподавателей факультета, которые разрабатывают материалы для факультетских электронных курсов или запрос учителей школ, в которых работают экспериментальные площадки МПГУ по внедрению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Учителя или преподаватели, выступающие «заказчиками», обеспечивают студентов материалами, в том числе методическими, а преподаватели кафедры теоретической информатики и дискретной математики помогают в создании электронных образовательных ресурсов, консультируя по применяемым технологиям и программному обеспечению.
Таким образом, наши выпускники уже сейчас готовы к использованию инновационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
Уровень | Высшее профессиональное образование |
Ключевые слова | ИКТ-компетентность учителя, электронное обучение, педагогическое образование |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным