Специфика форм обучения информатике при подготовке ИТ-специалистов
Системы обучения информатике в вузах РФ при подготовке ИТ-специалистов в настоящее время проектируются с учетом требований новой редакции закона «Об образовании в Российской Федерации», стандартов ФГОС ВО, профессиональных стандартов, согласно которым в учебном процессе допускается использование новых электронных, сетевых, дистанционных форм обучения [1,4].
Используя эти возможности вузы проявляют большой интерес к развитию вышеуказанных форм обучения используя информационно-коммуникационные веб-технологии электронного обучения (ЭО), позволяющие организовать практику: 1) виртуально-профессиональных (сетевых) объединений преподавателей-тьюторов; 2) виртуально-учебных (сетевых) сообществ пользователей-студентов; 3) виртуально-профессиональных (сетевых) сообществ администраторов-руководителей образовательных программ (ОО) [3].
В современных условиях целесообразно выделение нескольких форм обучения информатике относительно академического статуса вуза, который присваивается в зависимости от направлений образовательной подготовки, профиля работы и т.п. на конкурсной основе. Выделим основные статусные позиции: 1) вузы, получившие свидетельства международного и национального признания; 2) национальные исследовательские университеты РФ; 3) федеральные университеты; 4) классические университеты (региональные или городские); 5) регионально-ориентированные или функционально-прикладные вузы (региональные, муниципальные или городские), выпускающие, например, ИТ-специалистов.
В соответствии с формами обучения студентов ИТ-специальностей, определяемые квалификацией преподавателей исследовательских, федеральных, классических университетов, регионально-ориентированных или функционально-прикладных вузов формируются и уровни реализации моделей информационного сетевого взаимодействия в системе непрерывного образования [7], а также модель «преподаватель-студент»: фронтально – коллективная, автономно-групповая и индивидуально-обособленная [8].
Кроме этого, данные формы обучения информатике, по нашему мнению, могут быть определены на основе анализа предметных ИТ-областей и объектов будущей профессиональной деятельности выпускников ИТ-специальностей, учитывая информационные особенности ИТ-услуг в современном производстве. Системы обучения информатике в подготовке ИТ-специалистов рекомендуется проектировать на основе использования доменных моделей информационного взаимодействия прикладных и социально-ориентированных инфокоммуникационных систем [6].
Практическая реализации данных форм обучения информатике ИТ-специалистов возможна при наличии комплексов координации и поддержки сетевого или электронного обучения [2] и специализированных информационных систем, в качестве которых мы рассматриваем возможности систем поддержки форм обучения на стратегическом уровне - Executive Support Systems (ESS); управляющих информационных систем - Management Information Systems (MIS); систем поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS) на управленческом уровне; систем уровня знаний - Knowledge Work System (KWS); систем автоматизации делопроизводства - Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; систем диалоговой обработки запросов - Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне [5].
Таким образом, в соответствии со статусной позицией современного вуза, учитывая кадровые и технические возможности, перечень необходимых компетенций в соответствии с образовательными и профессиональными стандартами вузы могут проектировать собственные индивидуальные формы и наиболее оптимальные образовательные программы обучения ИТ-специалистов.
- 1. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Содержание континуального образования прикладных и академических бакалавров в условиях перманентной модернизации профессиональных и образовательных стандартов//Фундаментальные исследования. 2015. № 2-26. С. 5891-5897.
- 2. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Интеграция и использование электронных и традиционных форм обучения информатике и информационным технологиям в экономических вузах с использованием информационных технологий управления//Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 1.
- 3. Катасонова Г.Р., Абрамян Г.В. Технологии подготовки академических и прикладных бакалавров в условиях ФГОС ВО 3+ с учетом российских профессиональных стандартов. В сборнике: Преподавание информационных технологий в Российской Федерации Материалы Тринадцатой открытой Всероссийской конференции. отв. ред. С.В. Русаков, Ю.А. Аляев; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2015. С. 120-122
- 4. Катасонова Г.Р. Система формирования содержания обучения бакалавров управленческих специальностей//Инновационные информационные технологии. -2013. -Т. 1. -№ 2. -С. 179-185.
- 5. Катасонова Г.Р. Проблемы обучения информационным технологиям управления и пути их решения на основе методологии метамоделирования, сервисов и технологий открытых систем//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 167. С. 105-114.
- 6. Сотников А.Д., Катасонова Г.Р. Модели прикладных и социально-ориентированных инфокоммуникационных систем//Фундаментальные исследования. 2015. № 2-27. С. 6070-6077.
- 7. Сотников А.Д., Катасонова Г.Р., Стригина Е.В. Модели информационного взаимодействия в системе непрерывного образования//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 484.
- 8. Фокин Р.Р., Абрамян Г.В. Метамодель обучения информационным технологиям в высшей школе. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. Санкт-Петербург, 2011.
Вид представления доклада | Публикация |
Уровень | Высшее профессиональное образование |
Ключевые слова | формы обучения, информатика, стандарты, вузы. |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным