Олимпиадно-спортивный подход к изучению информатики и программирования

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Автор: Кузнецов Олег Анатольевич, Кандидат физико-математических наук, Доцент
Балашовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Внесение в классно-урочную систему элементов олимпиадного подхода и соревновательного духа способствует формированию дополнительной мотивации в обучении информатики.
Уча, учимся. Сенека

Современная школа и преподавание естественно-научных дисциплин сталкивается с большим количеством вызовов, как со стороны общества, так и со стороны самих учащихся. Это, во многом завышенные требования к знаниям учащихся со стороны работодателей и учебных заведений следующего уровня и отсутствие достаточной мотивации к обучению у самих учащихся.

Попыткой преодолеть эти вызовы и средством мотивации в обучении информатики может являться внесение в классно-урочную систему обучения элементов олимпиадного подхода. Изначально предметные олимпиады предназначались для повышения интереса к изучению школьной дисциплины и выявлению одарённых учащихся.

Основам олимпиадного движения и вопросам проведения предметных олимпиад занималось большое количество как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди них можно отметить таких как  Ф.Монкс, К.Хеллер, Д.Б.Богоявленский, А.С.Пинаев. Огромный вклад в развитие олимпиадного движения по информатике внесли А.С.Станкевич, В.М.Кирюхин и Е.В.Андреева.

В настоящее время олимпиадное движение по информатике вышло на принципиально другой уровень, за счет внедрения огромного числа олимпиад различной сложности, которые, как правило, проводятся on-line. Наиболее  полный список олимпиад по информатике можно найти в работе [1].

Олимпиадное движение по информатике усилиями многих сторон, как представителей учебных заведений, которые проводят олимпиады различного уровня, так и представителей ИТ-индустрии, которые проводят независимые соревнования по программированию, сформировалось в новое по своей сути явление современного мира – спортивное программирование.

Поэтому можно предложить подход внедрения олимпиадного или спортивного программирования в само преподавание информатики и программирования в учебных заведениях различного уровня. У этого подхода огромное количество положительных аспектов:

1.      В базовой основе любого программирования лежит небольшой запас конструкций и идей, которые позволяют решать задачи самого разного уровня. Но сами задачи принципиально отличаются, поскольку некоторые из них решаются определёнными конструкциями, и призваны сформировать определённые навыки и проверить, впоследствии, насколько этот материал хорошо был освоен. Многие из олимпиадных задач не требуют больших знаний, однако для их решения необходимо нестандартное мышление. Но это не дает возможности решения любой олимпиадной задачи, используя только материал стандартного курса.

2.      В архивах олимпиад сохранен огромный объём задач различного уровня сложности, что позволяет учащимися формировать личностную траекторию развития в зависимости от способностей и склонности к информатике и программированию.

3.      Сам учитель, регулярно принимая участие в соревнованиях и олимпиадах по информатике и программированию, сталкивается с новыми задачами, что способствует повышению компетенции педагога.

4.      Многие контестеры построены с учётом возможностей социальных сервисов, а именно средствами поиска пользователей, ведения переписки и блогов. Всё это способствует продуктивному общению со сверстниками.

Одним из наиболее популярных контестеров, на котором проводится достаточно большое количество соревнований и тренировок, является Codeforces. Кроме того, что данный сервис позволяет решать имеющиеся задачи, в рамках проекта Polygon можно добавлять самостоятельно написанные задачи. А одним из принципиальных достоинств этого ресурса является Мэшап - специальный вид тренировок, доступных для персонального или группового участия, в который можно добавлять задачи из прошедших раундов или авторские.

Все эти возможности могут использоваться непосредственно на уроках информатики, формируя дополнительные мотивации к изучению современных информационных технологий и программирования.

Список использованных источников
  1. Андреева Е.В., Кириенко Д.П. Обзор современных российских олимпиад по информатике. Информатика и образование. №3. 2014, С. 42-44
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Олимпиада по информатике, спортивное программирование, методика преподавания

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.