Формирование команды по спортивному программированию

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Пермский филиал)
Правильное формирование команды по спортивному программированию, где команде из 3 человек необходимо быстро и верно решить ряд задач, оказывает существенное положительное влияние на результат. Для этого предлагается сформировать команду, основываясь на модель Белбина по классификации групповых ролей.

Введение

Спортивное (олимпиадное) программирование – соревнование по решению различных (в основном, математических) задач. Участникам необходимо придумать и запрограммировать алгоритм решения задачи. Победителем становится тот кто решит максимальное количество задач за меньшее время. 

Роли в команде

Как правило, команда состоит из 3 человек, которым за ограниченное время необходимо решить как можно больше задач, используя один компьютер.   Для успешного выступления участники должны не только знать разделы таких дисциплин как математический анализ, линейная алгебра, геометрия, дискретная математика, программирование, структуры данных, теория вероятности, математическая статистика, алгоритмы, но и слаженно работать в команде.

Для создания эффективной команды  необходимо собрать не только хороших специалистов, но и людей способных успешно взаимодействовать друг с другом. Рэймонд Мередит Белбин, изучая построение команд в различных сферах, выделил 9 групповых ролей для эффективной работы. Команда должна содержать следующие роли: реализатор, генератор идей, исследователь ресурсов, координатор, мотиватор, критик, завершитель, душа команды, специалист. Люди склонны иметь от одной до трех командных ролей, поэтому данная методология подходит и для формирования малых команд. Наилучшие результаты показывают смешанные, хорошо сбалансированные по ролям команды. Как правило, однородные команды, где собраны схожие люди, менее эффективны [1]. 

Применяя данную методологию к команде по спортивному программированию, по каждой роле можно сказать следующее:

1. Реализатор: знает множество языков программирования, быстро печатает программный код.

2. Генератор идей: знает множество алгоритмов, имеет хорошие знания по метаматематическим дисциплинам и умеет придумывать свои алгоритмы,  такой человек может предложить как решать ту или иную задачу.

3. Исследователь ресурсов: читает и переводит (с английского языка) задачи, формулирует четко и понятно условия, поскольку постановка задачи часто представлена в виде текста большого объема, в котором очень много лишней информации.

4. Координатор: умеет организовывать процесс решения задач, определив кто и что делает в данную минуту. Команде необходимо распараллеливать решения нескольких задач, поскольку пока один человек реализовывает задачу на компьютере, другой переходит к следующей задаче и уже, возможно, придумывает алгоритм для её решения.

5. Мотиватор: не дает команде "опускать руки", стремится к решению большого количества задач за минимальное время (мотивирует команду к этому).

6. Критик: рассматривает все методы решения задачи, выбирает оптимальный, обдумывая  правильность решения, умеет правильно оценить необходимые затраты по памяти и времени для того или иного решения.

7. Завершитель: тестирует программу, придумав заранее множество тестов, связанные с различными характеристиками входных данных.

8. Душа команды: сохраняет спокойствие внутри команды, разряжает напряженность, предотвращает потенциальные противоречия и поддерживает рабочую атмосферу.

9. Специалист: обладает знаниями по узкому классу задач.

Заключение

Методика Белбина по определению ролей позволяет формировать эффективные команды. Потому как верное распределение ролей приносит  максимальную пользу от каждого из участников. Таким образом при формирование команд предлагается проводить психологическое тестирование по определению ролей. Для более правильного определения роли возможно добавление вопросов на знание того или иного материала: хороший уровень английского языка, языки программирования, знание теорий (графов, чисел, алгоритмов и др.). Затем на основании полученных результатов составить таблицу решений возможных команд и выбрать наиболее оптимальные варианты команд по уровню знаний и личной симпатии. Также возможен экспериментальный подход к выбору команд из таблицы решений, когда для различных вариантов формирования команд проводятся соревнования, на основе которых будут получены лучшие варианты.

Список использованных источников
  1. URL: http://www.belbin.com/ (дата обращения: 14.03.2016)
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Неполное высшее образование
Ключевые слова  Команда, спортивное программирование, олимпиада, роли в команде.

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.