Создание образовательной площадки для школьников как средство определения будущей профессиональной направленности в сфере информационных технологий
На современном этапе модернизации российского образования одним из приоритетных направлений государственной политики является повышение качества профессионального образования. Содержание образования должно обеспечивать формирование личности способной к саморазвитию и приспособляемости к требованиям рынка. Образовательные программы по подготовке ИТ-специалистов зачастую не успевают за развитием отрасли, полученные выпускниками навыки устаревают ещё до окончания процесса обучения. С этой проблемой сталкиваются потенциальные работодатели ИТ-сферы, что делает недостаточно конкурентно способными выпускников, а, следовательно, и понижает заинтересованность абитуриентов в направлении подготовки, т.к. именно гарантированное последующее трудоустройство является приоритетным при выборе будущей профессии.
Сфера информационных технологий достаточно динамично развивается, ряд ИТ-специальностей, неизвестных еще 5-10 лет назад, сейчас достаточно популярен и высоко оплачиваем. И, безусловно, данную информацию необходимо донести до школьников – потенциальных абитуриентов, а в будущем – новых специалистов.
Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий» с целью «показать горизонт, чтобы родители отдавали детей туда, где есть настоящие перспективы, в те профессии, которые по-настоящему нужны стране» [1]. Для ИТ-сектора предложены профессии будущего: архитектор информационных систем, дизайнер интерфейсов, сетевой юрист, ИТ-проповедник, цифровой лингвист, разработчик моделей BigData, ИТ-аудитор, киберследователь, консультант по безопасности личного профиля, куратор информационной безопасности, кибертехник умных сред, проектировщик нейроинтерфейсов.
С целью определения будущей профессиональной направленности для школьников региональными вузами сейчас предлагается большое количество творческих конкурсов и олимпиад, в том числе в области информатики и ИТ, однако, в основном идет ориентация на старших школьников. На наш взгляд, привлечению (потенциальных) абитуриентов в региональный вуз будет способствовать создание площадки для общения в сфере ИТ, виртуальной лаборатории для школьников. В качестве такой площадки может выступить информационно-поисковая система для школьников «Я ИТ-специалист», ориентированная на учащихся 5-11 классов.
Данный проект позволит не только привлекать школьников к участию в творческих программах, конкурсах и олимпиадах, но и в научно-популярной форме знакомить с перспективными направлениями развития ИТ-сферы и ИТ-профессий, современными научными и прикладными разработками профессорско-преподавательского состава вуза, предоставлять качественный обучающий материал, в том числе, включающий тренажёры и имитаторы информационных систем, осуществлять обратную связь с преподавателями вуза и рядом будущих работодателей (как правило – бывших выпускников вуза).
Реализация методов и средств персонализации и обеспечения приватности потоков контента, привязанных к пользователю, позволит общаться школьникам в закрытых мини-сообществах по интересам и возрастному принципу.
Проведение с помощью ИПС дистанционных творческих конкурсов и олимпиад, научно-образовательных вебинаров позволит географически охватить достаточно широкую аудиторию, привлекая в вуз талантливую молодежь из области.
Вид представления доклада | Публикация |
Ключевые слова | Образовательная площадка, информационно-поисковая система, ИТ-специалист, профессиональная ориентация |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным