Формирование в современных условиях ИТ-компетенций будущих учителей математики
Основные образовательные программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов [1] и Профессионального стандарта педагога [2]. В соответствии с [1, 2] формирование ИТ-компетенций будущего учителя проектируется образовательным учреждением, реализующим указанное направление подготовки. В результате учебные планы большинства профилей содержат единственный курс «Информационные технологии в образовании», позволяющий целенаправленно формировать ИТ-компетенции. Поскольку роль и место этого курса в учебном плане разных профилей различны, нельзя с уверенностью говорить о том, что будущие учителя в полной мере овладевают нужными компетенциями на высоком уровне. Чтобы добиться этого, следует, разрабатывая программы других дисциплин, планировать в числе обязательных результатов обучения элементы ИТ-компетенций.
Так, в СГУ им. Н.Г.Чернышевского при подготовке учителей математики планируются, среди прочих, следующие обязательные результаты обучения:
знает:
закономерности поведения в социальных сетях (Педагогика, 1 курс), при этом высшим достижением является формулирование студентом закономерностей и основных принципов общения в профессиональных сетевых сообществах, стремление передавать знания правил поведения в социальных сетях школьникам, совместно с представителями интернет-компаний организовывать для школьников тренинги и мастер-классы по данной тематике;
психолого-педагогические и эргономические условия проектирования и применения электронных образовательных ресурсов (Современные формы и средства обучения математике (СФС), 3 курс);
средства обучения и их дидактические возможности (СФС, 3 курс), при этом высшим достижением является знание характеристических особенностей компьютерных средств обучения (в том числе интерактивных сред);
региональные учреждения дополнительного и дистанционного образования детей (Дополнительное математическое образование школьников, 4 курс), при этом высшим достижением является привлечение учащихся к участию в мероприятиях, организованных региональными учреждениями дополнительного и дистанционного образования детей;
умеет:
квалифицированно набирать математический текст (все дисциплины предметной подготовки (ПП)), при этом высшим достижением является умение набирать математический текст в среде MicrosoftOfficeс использованием встроенного в него редактора формул, пользоваться, по крайней мере, одной из систем компьютерной верстки математического текста (LaTex);
использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий: вести электронные формы документации, в том числе электронные журналы и дневники обучающихся (Методика обучения и воспитания (МОВ), 3 курс);
разрабатывать веб-квесты и другие формы детской сетевой познавательной активности (МОВ, 3 курс);
владеет;
предметно-педагогическими ИКТ-компетенциями: знает и использует информационные источники по своему предмету (все дисциплины профессионально-методической (ПМ) подготовки, 1-4 курсы), при этом высшим достижением является умение использовать в личных целях и рекомендовать учащимся обширный перечень информационных источников по математике и более одной интерактивной творческой среды;
основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием (все дисциплины ПМ подготовки, 1-4 курсы);
основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений – численных и символьных; обработки данных; экспериментальными лабораториями (все дисциплины ПП);
компьютерными средствами обучения (СФС, 3 курс), при этом высшим достижением является владение технологией проектирования и применения компьютерных презентаций, интерактивных упражнений, ментальных карт, работа в программе «1С: Математический конструктор», с ресурсом «Глобальная школьная лаборатория».
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426. URL: http://base.garant.ru/71300970/ (дата обращения: 14.03.2016).
- 2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общим образовании) (воспитатель, учитель)»: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 н. URL: http://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 14.03.2016).
Вид представления доклада | Публикация |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным