Влияние информационных технологий при формировании информационных компетентностей
В настоящее время сложилось так, что обучающийся должен не просто получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе. Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества образовательные учреждения должны подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и умеющими грамотно работать с информацией. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой из которых можно считать информационную.[3]
Понятие «информационная компетентность» довольно обширное и разносторонне определяемое на современном рубеже развития педагогики. Оно относится к важным терминам образовательных стандартов второго поколения.
Данное понятие большинство авторов выделяют как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию. В различное время понятийное ядро обрастало следующими истолкованиями:
- знание информатики как предмета;
- использование компьютера как важного технического средства;
- совокупность знаний, умений и способностей по поиску, анализу и применению информации;
- поиск и использование информации для реализации актуальной образовательной или профессиональной задачи;
Например, С.В. Тришина дает определение информационной компетенции как «интегративного качества личности», являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности».[2] А.Л. Семенов под информационной компетенцией понимает «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств.[1]
Таким образом, информационная компетентность – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать разную информацию. Это умение работать с разными информационными системами, самостоятельно привлекать средства информационных технологий при решении учебных и познавательных задач.
Информационная технология, как совокупность методов сбора, обработки и передачи информации, присутствует в любом виде деятельности. В связи с этим, одной из главных задач подготовки компетентного специалиста является ознакомление с разными видами информационных технологий и возможностями их применения.
Прежде всего, каждый обучающийся должен овладеть информационными технологиями – одним или несколькими взаимосвязанными программными продуктами, технология работы в которых позволяет достичь поставленную цель. Можно использовать распространенные виды программных продуктов: текстовый и графический редакторы, табличный процессор, системы управления базами данных, а также программные средства, объединяющие все эти приложения в единый пакет прикладныхпрограмм.
Информационные технологии настолько активно внедрились в жизнь человеческого общества, что становится совершенно невозможным представить современного специалиста, не владеющего персональным компьютером.
- Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000.— С.32. 9.
- Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journаl/2005/0910–11.htm.
- Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. С. 22 – 46.
Вид представления доклада | Публикация |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным