Роль мотивации при электронном обучении
В настоящее время все большую популярность набирает электронное обучение, а именно его дистанционная форма. Однако по статистике самого крупного в мире онлайн-портала Coursera.org, от общего количества записавшихся на курс людей до успешной сдачи финального теста доходит 5-7%. При этом следует отметить, что на самые популярные курсы регулярно записываются по 100-200 тысяч человек. В чем же причина столь малого числа заканчивающих обучение?
В первую очередь следует обозначить цель, которая движет человеком при записи на электронный обучающий курс. Как правило, целью не является формальное (бумажное) подтверждение полученных знаний. В первый момент человеком движет интерес, а зачастую, и простое чувство «халявы», ведь пройти обучение на той же Coursera можно абсолютно бесплатно. Получив же пакет материалов, как правило, человек сталкивается с проблемой личностного выбора приоритетов сиюминутной деятельности.
Чтобы обучаться дистанционно, нужна сильнейшая мотивация, ведь никто не будет подгонять и «висеть над душой», что порой так необходимо российскому студенту для овладения знаниями. Если из учебной аудитории нельзя выйти без уважительной причины, прогул занятия также будет отмечен преподавателем, то выключить компьютер, сославшись, например, на плохое самочувствие или срочность внезапно возникшего дела – отличное решение для обучающегося с дефицитом самомотивации.
Мотивация к обучению – это процесс побуждения личности к деятельности, направленной на собственное развитие, с помощью активизации внутриличностных факторов (внутренняя мотивация или самомотивация) и внешнего воздействия (внешняя мотивация).
К внешней мотивации можно причислить обещание организаторов онлайн курсов на российской Национальной платформе открытого образования зачесть пройденный онлайн курс в вузе после получения подтверждающего сертификата. Однако, к сожалению, на данный момент недостаточно проработана законодательная основа этого вопроса. В тоже время в России далеко не все организации принимают сертификаты об окончании онлайн курсов даже в качестве документа о повышении квалификации специалиста.
Таким образом, наибольший вес при E-Learning имеет самомотивация обучающегося. Ведь когда обучающийся записывается на курс, им движет, в первую очередь, «Я хочу…». Однако, как только возникает необходимость в решении задач, написании работ, да и просто выделении личного времени на освоение больших объемов информации, эта мысль трансформируется в «надо…» или даже «должен…», что может привести к остановке всего процесса обучения.
Следует особо подчеркнуть, что внутренняя мотивация строится на желании человека достичь определенной цели. При этом человек сам определяет как цель, так и способы ее достижения. Цель – это максимально точная формулировка того, чего вы желаете добиться, в какой сфере.
Несмотря на то, что внутренняя мотивация обычно подразумевает достаточно объемные и неконкретные желания, такие как самореализация, творческая работа, признание профессионализма, именно эта сила заставляет человека двигаться вперед.
Если у обучающегося высокая мотивация к будущей профессии, то освоение электронного курса будет успешным. Наилучшего результата может достичь обучающийся, который начал работать в отрасли «своей мечты» и, постепенно получая знания теории посредством E-Learning, будет расти по служебной лестнице.
Следует отметить, что в Турции дистанционно обучается более половины всех студентов, в Индии порядка 1 миллиона человек. 80% вузов США предлагают, как минимум, один курс дистанционного обучения. В России также есть несколько вузов, специализирующихся на применении дистанционных образовательных технологий. Однако в настоящее время ведущие вузы, даже разрабатывая дистанционные курсы, не планируют полностью переходить на E-Learning, что также может быть связано с недостаточностью личной мотивации обучающихся к их освоению.
- 1. Останин О.В., Останина Е.А. Применение дистанционных образовательных технологий в обучении офицерских кадров. Монография. М: ВА РВСН им. Петра Великого, 2014. 131с.
Вид представления доклада | Публикация |
Ключевые слова | мотивация, электронное обучение, Национальная платформа открытого образования, Coursera.org. |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным