Творческие проекты как эффективное средство мотивации к изучению информационных технологий
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования [1].
Метод творческих проектов является одним из эффективных инструментов формирования мотивации к изучению информационных технологий. Работа над проектом содействует более глубокому пониманию темы и охватывает широкий спектр смежных с ней проблем, предоставляет много возможностей для реализации детских идей и творческого потенциала. Данный вид деятельности, с одной стороны, позволяет поощрять интересы учеников, а с другой — удовлетворяет задачи обучения [2].
Центр довузовской подготовки Сибирского государственного индустриального университета проводит Региональный фестиваль творческих проектов обучающихся «Моя профессия – мой вуз» в виде конкурса творческих проектов в области ITс 2009 года.
Целью Фестиваля является создание условий для выявления, поддержки и развития творческого потенциала подрастающего поколения, стимулирование инициативы молодёжи в области профессионального самоопределения.
Задачами Фестиваля являются : создание условий для профессионального самоопределения обучающихся; формирование мотивации получения высшего технического образования, позитивного личностного отношения к профессиям, востребованным на регионообразующих предприятиях; развитие творческого и интеллектуального потенциала обучающихся; формирование у обучающихся механизмов профессиональной и социальной (к условиям обучения в вузе) адаптации; формирование готовности обучающихся жить и работать в Кузбассе; привлечение обучающихся к созданию и развитию информационных ресурсов.
Фестиваль проводится ежегодно и является творческим соревнованиемобучающихся, выполнивших проекты в рамках одной из номинаций:
-
знакомство с профессией: основные особенности и отличительные характеристики;
-
профессионал - пример для подражания;
-
история: СибГИУ, люди, события, факты;
-
СибГИУ современный.
Проекты могут быть представлены в следующих формах:
-
видеоролик;
-
электронная презентация.
В Фестивале принимают участие обучающиеся 8-11-х классов общеобразовательных организаций Кемеровской области на основании заявки.
В качестве творческих руководителей проектов обучающихся могут выступать педагоги общеобразовательных организаций, работники из числа профессорско-преподавательского состава СибГИУ.
Фестиваль проводится в 2 этапа: 1-ый - отборочный, 2-ой - заключительный.
Отборочный этап Фестиваля проводится заочно на основе представленных проектов участников. Жюри рассматривает содержание проектов и определяет победителей отборочного этапа Фестиваля.
Оценка проектов проводится по следующим критериям: актуальность; соответствие содержания проекта целям и задачам Фестиваля; уникальность проекта (наличие аналогов); оригинальность замысла; глубина содержания; стилистическая выдержанность качество исполнения проектных материалов.
Заключительный этап Фестиваля проходит в форме публичной защиты проектов, успешно прошедших отборочный этап.
Фестиваль доказал продуктивность принятой стратегии, что отмечалось его участниками, руководителями и критикой. Новинка Фестиваля - видеокампус - культурно-образовательное пространство, созданное с целью повышения уровня проектов участников Фестиваля. В течении недели видеокампуса проходят консультации по содержательной части проектов, мастер-классы по навыкам самопрезентации, подборка видео и презентационных материалов о востребованных IT-профессиях Кузбасского региона, открытый показ проектов - победителей Фестиваля прошлых лет.
- Соловьева Ю.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников в системе довузовской подготовки регионального вуза. В сборнике: Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2016. С. 124-125.
- Соловьева Ю.А., Корнева А.В. Ресурс сетевых проектов в системе профессиональной ориентации учащихся на довузовском этапе В сборнике: Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 16 частях. 2015. С. 142-143.
Вид представления доклада | Публикация |
Ключевые слова | Метод проектов, профессиональная ориентация, творческий конкурс, информационные технологии |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным