Школа информатики и программирования как средство формирования мотивации к изучению ИТ

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Авторы: Корнева Анна Валерьевна 1, Кандидат технических наук, Соловьева Юлия Александровна 2, Кандидат технических наук, Доцент, Кушнарева Анастасия Вячеславна 3, Корнев Евгений Сергеевич 1, к.т.н.
1 ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный индустриальный университет", 2 ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный индустриальный университет", 3 -
В данной статье описана деятельность Школы информатики и программирования СибГИУ как инструмента для формирования мотивации к изучению ИТ и повышению уровня подготовленности школьников к дальнейшему обучению в вузе.

В настоящее время уровень образовательной подготовки старшеклассников по предметам технического профиля значительно ниже требований, которые предъявляет вуз к своим будущим студентам для успешного освоения программ ВПО. Кроме того, в большинстве школ изучение информатики в старших классах сводится к подготовке к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Однако это не способствует выработки мотивации у учащихся к изучению информационных технологий, поскольку такая форма обучения дает лишь ограниченное представление о специфики информационных технологий и не формирует представление о многообразии видов деятельности, связанных с ИТ. Поэтому функционирование Школы информатики и программирования при вузе, где готовятся специалисты в области информационных технологий, в которой школьники старших классов получат возможность дополнительного образования, очень актуально.

Школа информатики и программирования реализует следующие виды деятельности: углубленная образовательная подготовка учащихся, профессиональная и социальная ориентация, а также научно-исследовательская работа.

Обучаться в Школе могут учащиеся старших классов общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования города Новокузнецка и городов юга Кузбасса. Зачисление в Школу происходит по результатам предварительного тестирования текущего уровня подготовленности учащихся. 

Обязательной дисциплиной, изучаемой в Школе информатики и программирования, является информатика. В рамках данной дисциплины учащиеся знакомятся с понятием информации, изучают основы алгоритмики, получают представление о нескольких языках программирования. Кроме того, в курсе дисциплины «Информатика» учащиеся школы изучают основы компьютерных сетей, методов моделирования и теории игр. Перечень основных разделов дисциплины представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Основные разделы курса «Информатика»

Еще одной из задач дисциплины «Информатика» является формирование у учащихся навыков решения типовых задач, что помогает старшеклассникам в успешной сдаче ЕГЭ.

Дополнительными дисциплинами являются: технология создания Интернет-узлов и Web-программирование. Эти курсы предназначены для создания концептуального представления о компонентах Web-страницы с применением технологий и языков программирования для создания сайтов и дальнейшей публикации их в Интернете, а так же для формирования у учащихся навыков оформления Интернет-ресурсов посредством создания анимированных векторных изображений. Изучение этих дисциплин актуально не только для студентов специальностей, связанных с информационными технологиями, но и старшеклассников, которым изучение данных дисциплин позволит попробовать себя в будущей профессии и утвердиться в своем дальнейшем выборе специальности.

 В процессе обучения в Школе, обучающиеся получают возможность принять участие в научно-исследовательской работе. Для этого в рамках обучения предусмотрена проектная деятельность. Например, в рамках подготовки проектов на фестиваль молодежных творческих проектов «Моя профессия – мой вуз» школьники могут ознакомиться с основными особенностями выбранной профессии, изучить какие навыки и умения требуются для успешной учебы и работы в выбранной сфере. 

Обучение производится с использованием мультимедийных технологий. Это позволяет сделать процесс обучения более наглядным и способствует усилению у учащихся мотивации к изучению данной дисциплины за счет осуществляющегося в этом случае «виртуального погружения» в предметную область.

Таким образом, обучение в Школе информатики и программирования позволит не только повысить уровень подготовленности учащихся к дальнейшему обучению в вузе и дать им необходимые знания для сдачи ЕГЭ, но и дать старшеклассникам возможность попробовать себя в различных видах деятельности, связанных с ИТ, повысить уровень мотивации школьников к дальнейшему обучению, дать им возможность получить навыки научно-исследовательской деятельности.

Список использованных источников
  1. Корнева А.В. Разработка алгоритма построения индивидуальной траектории развития учащегося »/ А.В. Корнева, Е.С. Корнев, Ю.А. Соловьева // Международный научно-исследовательский журнал, 2015.– № 10-2 – С. 78-80.
  2. Корнева А.В. Реализация интерактивных методов обучения в курсе дисциплины «Информатика»/ А.В. Корнева, Е.С. Корнев, Ю.А. Соловьева, О.А. Кондратова // Научный альманах, 2015. - №7 – С. 381-384.
  3. Корнева А.В. Современные методы профессиональной ориентации молодежи / А.В. Корнева, Ю.А. Соловьева // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение: теория, методика и практика» : сб. науч. ст. – Чебоксары, 2015. – С. 32-33.
  4. Соловьева А.В. Автоматизированная информационная система сопровождения довузовской подготовки учащихся / А.В. Соловьева // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2012. – №1 – С. 4-15.
  5. Соловьева А.В. Автоматизированная информационная система школы информатики и программирования / А.В. Соловьева, Ю.А. Соловьева // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: сб. науч. ст. – Новокузнецк, 2010. – С. 270-274.
  6. Соловьева А.В. Информационные технологии в системе довузовского обучения / А.В. Соловьева, Ю.А. Соловьева // Проблемы непрерывного образования: Проектирование, управление, функционирование: сб. науч. ст. – Липецк, ЛГПУ, 2009. – С. 204-211.
  7. Соловьева А.В. К вопросу формирования профессиональных интересов в системе довузовской подготовки / А.В. Соловьева, Ю.А. Соловьева // Профессионализация личности в образовательных институтах и практической деятельности: теоретические и прикладные проблемы социологии и психологии труда и профессионального образования: сб. науч. ст. – Пенза: НИЦ «Социосфера», 2012. – С.16-21.
  8. Соловьева А.В. Организация учебного процесса школы информатики и программирования СибГИУ// А.В. Соловьева / Современные вопросы теории и практики обучения в вузе, 2011. – №13 – С. 94-99.
  9. Соловьева А.В. Разработка системы сопровождения Школы информатики и программирования // Межвуз. сб. науч.-метод. трудов – Новокузнецк, 2010. – С. 164-169.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Школа информатики и программирования, мотивация школьников, информатика

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.