Дидактические возможности сетевых проектов по информатике
Освоение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях глобальной сетевой коммуникации не может быть ограничено пространством образовательной организации, однако неконтролируемая информационная среда провоцирует деструктивные явления в подростковой и молодежной среде. Влияние общества глобальной сетевой коммуникации проявляется в появлении в образовании новых концепций, признающих за обучающимися право на построение индивидуальной траектории образования. Решить возникающие проблемы может педагогически оправданное применение в школьной практике методов, форм и средств неформального образования, эффективной формой которого является сетевой телекоммуникационный проект, под которым Е.С. Полат понимает совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности [2]. Е.Н. Ястребцева уточняет требования применительно к сетевому проекту: обсуждение проблем в реальных условиях с разных точек зрения; аргументированность выводов; осмысленное и активное использование интернета; самостоятельная и ответственная индивидуальная и групповая работа; работа с информацией на разных носителях; возможность выполнять разные социальные роли [3].
Анализ практики разработки и проведения на региональном сайте проектной деятельности «WikiВладимир» Владимирского института развития образования (ВИРО) сетевых учебных проектов позволяет дать теоретическое обоснование методики проведения проектов. Эффективность и результативность сетевой проектной деятельности определяются соблюдением следующих принципов: наличие интерактивного интернет-ресурса (сайт в технологии медиавики, коллективный гипертекст); открытость (все материалы сохраняются в открытом доступе); добровольность участия; деление участников на возрастные группы; наличие постоянной оперативной обратной связи (форум, блог, страница обсуждения, эл. почта, телефон и др.); модерация проекта, консультирование, экспертиза результатов; соблюдение условий и сроков; соблюдение правил сетевого этикета, этики, норм авторского права, предупреждение конфликтов; обеспечение информационной безопасности.
Процесс разработки, организации и проведения сетевого телекоммуникационного проекта включает в себя несколько этапов.
1 этап. Определение темы, целевой аудитории и разработка целевых установок проекта. Актуальность выбираемых для проекта тем определяется разными факторами (например, учебный проект, посвященный 30-летию школьной информатики). Мотивирующим фактором является яркое название проекта: «Пираты 21 века», интернет-регата «Опасности.net!».
2 этап. Определение структуры и сроков проекта, разработка заданий и критериев оценивания.
3 этап. Выбор сетевой площадки и основных веб-инструментов для проведения проекта, общения, обратной связи.
4 этап. Информационная кампания (сайты, электронная почта, социальные сети).
5 этап. Проведение проекта в соответствии с модульной структурой (мотивационный, информационный, практический, оценочно-рефлексивный модули).
6 этап. Организация очных встреч участников (семинаров, форумов, научно-практических конференций, слетов, квестов), которые проводятся в интерактивном режиме и укрепляют мотивацию к изучению информатики и ИКТ.
Разработка и проведение сетевого проекта требует от участников высокого уровня профессионализма и информационной культуры. Однако результаты демонстрируют развитие у учащихся предметных, надпредметных и личностных компетенций, навыков самоорганизации и саморазвития, необходимых человеку в XXI веке. Совместная работа в проекте стирает возрастные барьеры между детьми и взрослыми: они увлеченно осваивают сетевые сервисы, сетевой этикет, учатся находить и критически оценивать информацию в сети, творчески её преобразовывать и презентовать, работать в команде, включаться в конструктивный диалог.
- Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. – 2008. – № 7. – С. 61-75.
- 2. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для вузов по специальностям 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400). – Москва: Academia, 2010. – 364 с.
- 3. Ястребцева Е. Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – Москва: Творческое объединение «Юнпресс», 1999. – 63 с.
Вид представления доклада | Публикация |
Уровень | Среднее (полное) общее образование |
Ключевые слова | сетевые проекты, информатика и ИКТ, неформальное образование, мотивация |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным