ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКОВ ССУЗОВ
Проблемы формирования проектной культуры выпускников ССУЗОВ вызывают особый научный и практический профессионально-педагогический интерес. Это обусловлено непосредственными потребностями постиндустриального общества.
Постиндустриальная стадия развития общества, отличаясь гуманистическим и ноосферным характером, ознаменовалась ФЕНОМЕНОМ ПРОЕКТНОСТИ. В постиндустриальном обществе центр приложения интеллекта и капиталов переместился из промышленности и сельского хозяйства в сферу обслуживания - (медицину, финансы, транспорт, торговлю, отдых, образование), что и обеспечивает качество жизни. Постиндустриальная стадия характеризуется распространением феномена проектирования на все виды жизнедеятельности человека.
Это позволило заговоритьо проектной культуре - комплексной, интегративной характеристике проектировочного труда, отличающейся системой знаний, умений, навыков, наличием ценностей и идеалов. Системой ориентаций и установок, норм и принципов проектировочной деятельности, поектным стилем мышления, особым видением природного и общественного мира. Человека.
Проектная культура в постиндустриальном обществе выступает органическим элементом как профессиональной, так и общей культуры. «Сегодня об обществе, достигшем постиндустриальной стадии, говорят как об обществе проектной культуры», - отмечает профессор А.Н.Звягин, профессор Челябинского педагогического университета, в работе «Проблемы формирования проектной культуры выпускников ССУЗОВ». В современной педагогике проектирование рассматривается кок воплощение того, что возможно и того, что должно быть. Интерес к проектированию проявляется в периоды неустойчивого, инновационного развития.
Слово «проект» появилось в эпоху Петра I и встречается в документообороте начала XVII в. В значении «предложение», «намерение». Позднее, во времена Екатерины II, появляется глагол «проектировать», трактуемый как замысел осуществления, проведения в жизнь нового предприятия. В конце XX в. проектирование стало одним из самых распространенных видов интеллектуальной деятельности во всех сферах жизни социума. Всепронизывающая проектность становится стилем жизни современного общества.
Приобщение студентов ССУЗОВ, к проектной деятельности, к проектной культуре является важнейшим приоритетным направлением модернизации СПО. Проблема выработки у студентов проектной компетентности, готовности к эффективной проектировочной деятельности – трудноразрешимая задача.
Кому решать эту задачу? Скорее всего - преподавателю.
Именно преподаватель, как «солнце», вокруг которого бы все вращалось, (по концепции Яна Амоса Каменского), должен овладеть проектной культурой как составной частью профессионально-педагогической культуры. Это и станет базисным фактором формирования проектной культуры студента. Система работы по формированию проектной культуры студентов ЧМК представлена нами в реализации проекта «Колледж TV».
Нами пройдены все этапы работы над проектом:
- Подготовительный
- Проектировочный
- Проверка качества проекта
- Презентация и защита проекта
- Подготовка пакета методической документации
- Реализация проекта
- Рефлексияпроектно-организаторской деятельности
Наш проект состоялся при поддержке администрации колледжа. Благодаря реализации проекта «Колледж TV» мы
- открыли новые звезды
- не только раскрыли творческие способности студентов, но и решили такую задачу, как активизация информационного обмена
- побудили у студентов желание самореализоваться, самосовершенствоваться в области ИКТ - Технологий
- развиваем уровень профессиональной компетентности студентов.
А самое главное – в колледже работают и учатся неравнодушные и заинтересованные люди, для которых жизнь немыслима вне стен старинного уютного здания. Именно поэтому педагогический и студенческий коллектив нашего учебного заведения постоянно принимает участие во всех конференциях, выставках не только городского, областного, но и Всероссийского уровня.
- Материалы фестиваля Педагогических идей «Открытый урок».
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие – М.: 2001.
- Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002
Вид представления доклада | Публикация |
Ключевые слова | Метод проектов, информатика, студия, проектная культура |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным