РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Авторы: Клыгина Елена Владимировна 1, Кандидат педагогических наук, Доцент, Жуков Станислав Владимирович 2, Козлова Вера Викторовна 3
1 ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2 ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, студент, 3 МАОУ СОШ №36 г.Тамбов, учитель начальной школы
Рассматривается использование электронного учебного издания для совершенствования познавательных процессов учащихся начальных классов в рамках дополнительных занятий

Большую роль в процессе учебной деятельности учащихся начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, память, восприятие, наблюдение, воображение, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов может быть более эффективным при целенаправленной организованной работе с привлечением современных компьютерных технологий.

Работа по совершенствованию познавательных процессов проводится с учащимися 2-го класса МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова в рамках дополнительных  занятий в кружке по программе О. Холодовой «Юным умникам и умницам» (информатика, логика, математика). Методическое обеспечение включает: рабочие тетради для учащихся 2 класса в двух частях и электронное учебное издание, разработанное студентами направления подготовки «Прикладная информатика» Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина.

В электронном учебном издании представлены задания на улучшение мозговой деятельности («мозговая гимнастика»); тренировку и развитие памяти, внимания, воображения, мышления; решение творческо-поисковых и творческих задач; логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Задания разных типов в электронном издании сгруппированы в отдельные занятия. В электронном учебном издании реализованы: 1)  режим выбора занятий и заданий; 2) режим конструктора заданий, в котором учитель может разрабатывать задания по конструированию различных фигур из спичек; 3) режим настройки программы (разрешение экрана, звук и т.д.).  Для разных заданий реализованы следующие режимы работы: выполнение, проверка решения, возможность повторного выполнения задания, слайд-шоу, настройка времени, генерация новых вариантов текущего задания, просмотр анимации. Программа разработана при помощи Game Maker: Studio.

При создании данного электронного учебного издания соблюдались необходимые дидактические требования: наглядность; тщательный подбор шрифта, цвета; целесообразное применение анимационных и занимательных спецэффектов; блочный характер информации; ограничение времени использования.

Применение электронного учебного издания позволило сократить время на объяснение задания и за счёт этого увеличить время тренировки психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей - памяти, внимания, воображения. Мгновенная реакция в виде анимации, демонстрация предметов, необходимое количество секунд, появление занимательных символов позволяет ученику контролировать правильность своего выбора, превращает тренировочное упражнение в увлекательную игру.  Это происходит потому, что у школьника в начальной школе преобладает наглядно-образное мышление над абстрактно-логическим, а электронное учебное издание даёт возможность наглядно представить любую информацию, не только в статическом виде, но и в динамическом. Это пособие можно использовать как для групповой работы, так и для индивидуального закрепления и тренировки психических процессов обучающихся.

Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  познавательные процессы, электронные учебные издания

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.