ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ К ОВЛАДЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Научно - технический прогресс, социальные и климатические изменения преобразят рынок труда до неузнаваемости в течение следующих 20 лет. Такой вывод содержится в докладе «Shape of Jobs to Come», подготовленном британской исследовательской компанией Fast Future.
Уже сегодня информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей. В будущем позволят создать десятки новых специальностей и профессий, а устаревшие, в свою очередь, - «заиграют по – новому».
При этом продуктивность профессиональной деятельности зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной специальной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания.
Проблема подготовки компетентных рабочих кадров в нашей стране приобретает особую актуальность. Модернизация среднего профессионального образования направлена на повышение качества подготовки специалистов, престижа рабочих профессий и специальностей, которые напрямую зависят от условий образовательного процесса.
Одним из таких условий является формирование мотивации обучающихся к овладению информационно - коммуникационными технологиями, что подразумевает не заложить готовые мотивы и цели, а поставить студентов в такие ситуации, где желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте их прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений.
Можно ли сегодня сказать, что студент, который умеет работать в текстовом редакторе, пользоваться Интернетом, электронной почтой является ИКТ - компетентным?
На самом же деле это понятие более емкое, включающее в себя не только компьютерную грамотность, но и развитие личностных качеств обучающихся, приобретение ими навыков общения и взаимодействия и др.
Одним из шагов на пути превращения наших студентов в компетентных пользователей современными информационно - коммуникационными технологиями является вовлечение их в проектную, исследовательскую деятельность.
В качестве примера приведу проект «Слагаемые будущего», запущенный в колледже под девизом «Образование через всю жизнь» в рамках Всероссийской акции «Час кода».
В работе над проектом приняли участие не только студенты первого и второго курсов колледжа, но и учащиеся выпускных классов школ.
Определить траекторию реализации проекта позволили им следующие проблемные вопросы:
- Какое оно, постиндустриальное (информационное) общество?
- А как все начиналось?
- Программирование является ли слагаемым будущего или это уже прошлый век?
- Как выжить и быть успешным в постиндустриальном конкурентном мире?
Получить ответы на эти и многие другие волнующие учащихся вопросы позволили мероприятия, организованные в рамках этого проекта.
Обоснованию личной позицииспособствовали конкурс эссе «Мой код жизни или возможно ли запрограммировать себя?» и конкурс рисунков, открывшие проект.
В ходе Интернет - урока «Час кода» учащимся представилась возможность выяснить, является ли программирование слагаемым будущего.
Чтобы вдохновить учащихся осваивать программирование, урок был построен в виде деловой игры «Клуб программистов».
Как выжить и быть успешным в постиндустриальном конкурентном мире?
С таким вопросом обратились студенты колледжа к учащимся выпускных классов школ в рамках дружественной встречи «ИT – специалист: взгляд в будущее».
Ребята обсудили перспективы развития ИT - отрасли.
На этапе рефлексии проекта «Слагаемые будущего» было проведено анкетирование с целью выявления мнений учащихся.
На такие вопросы, как
Считаешь ли ты себя участником информационного общества?
Из каких слагаемых строишь свое будущее?
Какие средства информационных технологий используешь в жизни?
93% учащихся ответили, что считают себя не только участником информационного общества, но и активным пользователем информационных технологий.
Проект «Слагаемые будущего» стал победителем конкурса «Час кода» в номинации «Человек ИТ».
- Хеннер Е. К. Формирование ИКТ - компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- 1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Уровень | Среднее профессиональное образование |
Ключевые слова | ИКТ - компетентность, образовательные технологии |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным