Мониторинг учебных достижений учащихся по информатике

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
В данной статье рассматривается понятие "мониторинг учебных достижений учащихся" и его роль в образовательном процессе.

В решении задач контроля изменений, произошедших в ученике, немаловажная роль должна быть отведена педагогическому мониторингу, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося сложно оценить эффективность работы преподавателя.

По­нятие «педагогический мониторинг» первыми рассмотрели А.Н. Майоров, Л.Б. Сахарчук, А.В. Сотов в 1992 году. По их мнению, под педагогическим мониторингом следует понимать определенную форму, организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической си­стемы, обеспечивающую постоянный контроль за ее состоянием и прогнозированием ее разви­тия.

Федеральный государственный образовательный стандарт дает возможность использовать скопленную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную в форме портфеля достижений, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Четкое определение текущего состояния и наблюдение динамики достижения предполагаемых результатов в процессе мониторинговых процедур, позволяет управлять образовательным процессом учащихся.

Комплексная проверочная работа на межпредметной основе проводятся по двум междисциплинарным программам: работа с информацией, и формирование универсальных учебных действий (учебные задачи, практические работы), целью которой является прямая оценка достижения метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Базовый уровень достижения предполагаемых результатов говорит об овладении фундаментальных знаний. Оценка достижения данного уровня исполняется при помощи стандартных задач (заданий), в которых явно виден метод выполнения.

Повышенный уровень достижения предполагаемых результатов говорит об овладении базовой системы знаний на уровне осознанного произвольного усвоения учебными действиями. Оценка достижения данного уровня исполняется при помощи задач (заданий), в которых не очевиден метод решения, и учащийся без помощи подбирает какой-либо уже известный ему способ или создает новый на основе изученных.

Данные сведения составляют основу успешной организации учебного процесса, предусматривающего интересы и способности обучающихся, и кроме того определения направлений оказания помощи ученикам и выстраивания их образовательных траекторий.

Чтобы выявить уровень подготовки учащихся нужно разбавить комплексные и предметные проверочные работы заданиями различного уровня сложности (базового и повышенного) по все предполагаемым результатам.

Следовательно, на начальном уровне разработки заданий и проверочных работ учителю необходимо детально определить предполагаемые результаты, уточнить их «достижимость» и «измеряемость», выделить все умения и знания, которые должны освоить учащиеся и которые можно измерить.

Построенная система контроля и оценки соответствует требованиям нового стандарта и более эффективна по сравнению с традиционной. Важными элементами разработанной системы являются:

·                   выделение предметно-деятельностных (содержательных) линий;

·                   ориентированность на способы предметных действий;

·                   разноуровневость заданий;

·                   деятельностная направленность контрольных заданий;

·                   организация и самооценка учащихся.

Введение в образовательный процесс такой системы контроля и оценки приводит к более объективной и качественной обратной связи, вовлекает учащихся в контрольно-оценочную деятельность, поддерживает и стимулирует их, позволяет отслеживать личностный прогресс.

Вид представления доклада  Публикация

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.