УЧЕНИЧЕСКИЕ ПОРТФОЛИО ПО ИНФОРМАТИКЕ
Для более глубокой реализации функций педагогического контроля и полного отражения учебных достижений школьников по информатике возможно использование ученических портфолио.
Диапазон использования портфолио постоянно расширяется, появляются новые формы: портфолио, основанное на применении современных информационных технологий – «электронное портфолио»; портфолио, ориентированное на новые образовательные цели – «паспорт компетенций и квалификаций»; единый образец портфолио принятый Советом Европы – «Европейский языковой портфолио» и др.
В школах России портфолио применяется сравнительно недавно. Объем научно-методического обеспечения по данной теме с каждым годом возрастает.
В педагогике в общем случае под термином «портфолио» понимается индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются его индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за определенный период времени. Ученическое портфолио сегодня является широко распространенным явлением. В школах, особенно в тех, которые принимали участие в эксперименте по введению и реализации предпрофильной подготовки и переходу на профильное обучение, наличие ученического портфолио стало обязательным.
И здесь образовательным учреждениям предоставлена широкая возможность выбора: каким должно быть портфолио, какой должна быть его структура, как его оценивать – решается на местах [3].
Рабочая группа Минобразования и науки России разработала подход, в котором задаются рамочные стандарты этого документа. В предлагаемом варианте портфолио состоит из трех моделей: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».
«Портфолио документов» – папка сертификатов, грамот, свидетельств, подтверждающих образовательный результат школьника.
«Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
«Портфолио отзывов» – оценка школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.
Портфолио по информатике содержит многообразную информацию: комплект классных работ, домашних заданий, проверочных и творческих работ, а также серию отзывов и самооценок самого учащегося. Ученик, создающий Портфолио, фиксирует, систематически собирает, накапливает, и демонстрирует приобретенный опыт и достижения. Портфолио создается на диске, флеш-карте или в Интернете и носит именной характер. Заполняет его сам ученик, а ответственность за заполнение несет учитель, который регулярно отслеживает наполняемость «портфеля», отвечает за объективность и достоверность заносимых сведений. В конце четверти (или на завершающем уроке пройденной темы) ученик презентует свой «портфолио» на ученической конференции. Оценку работы осуществляет «совет по портфолио» во главе с учителем или завучем школы. Подобный механизм создания и ведения портфолио, безусловно, может использоваться далеко не во всех школьных предметах, но при изучении ИКТ, он, с моей точки зрения, оказывается очень эффективным, особенно при прохождении и элективных курсов по выбору в целях поощрения активности и самостоятельности учащихся [1].
Портфолио ученика - прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов и творческих способностей ученика, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации, создания ситуации успеха.
- Иванова Е.О., Осмоловская И.М. ФГОС. Теория обучения в информационном обществе / Е.О.Иванова, И.М. Осмоловская// Москва, «Просвещение», 2011.
- Макарова Л.П. Портфолио/ Л.П. Макарова// Волгоград, издательство «Учитель», 2011. 163
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Москва, «Просвещение», 2011
Вид представления доклада | Публикация |
Уровень | Среднее (полное) общее образование |
Ключевые слова | портфолио, информатика |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным