Применение ИТ в формировании здоровьесберегающей компетенции при освоении направления «Технологии ведения дома» предметной области «Технология»
Формирование у обучающихся здоровьесберегающей компетенции при реализации основной образовательной программы (ООП) основного общего образования предусмотрено освоением различных учебных предметов. К ним относится и направление «Технологии ведения дома» предметной области «Технология», подготавливающее обучающихся к обеспечению полноценной жизнедеятельности себя и окружающих. Одной из рассматриваемых в нем компонент, обеспечивающей адекватное функционирование организма человека, служит рациональное питание, направленное на поддержание в организме балансов обмена веществ и энергии. Однако, к сожалению, при освоении учебных предметов обучающимся не предоставляют реальных инструментов, позволяющих с минимальными затратами осознанно выбрать вариант обеспечения этих балансов, хотя освоением других предметов они уже подготовлены к самостоятельной реализации этого.
Действительно, необходимость обменов веществ и энергии в организме человека, а также обеспечивающие их основные пищевые компоненты обучающиеся осваивают при изучении предмета «Биология». Требуемые для моделирования реальных ситуаций основы алгоритмизации, программная реализация основных алгоритмических структур, логических операций и математических функций, в простейшем случае представленных в популярных электронных таблицах, рассматривают при освоении предмета «Информатика». В этих условиях, обучающийся подготовлен к практическому решению важной прикладной задачи – реализации принципов рационального питания, которая актуальна, а ее решение требует использования межпредметных связей и повышает эффективность освоения ООП.
В системе рационального питания потребность организма человека в энергии и основных веществах, имеющих определенные физиологически необходимые соотношения, сопоставляют с поступающими при употреблении пищевых продуктов. Оптимально состояние, при котором структура и энергетическая ценность суточного рациона питания соответствуют затратам организма. Любой дисбаланс приводит к изменению функционирования организма, которое в простейшем случае может вызвать изменение массы тела человека: ее увеличение, если энергетическая ценность продуктов больше энергозатрат, либо уменьшение – если больше энергозатраты. Энергия и соотношение основных пищевых компонент зависит от пола, возраста, физической активности человека, и усредненные значения этих параметров для разных групп населения приведены в [1]. Количество основных пищевых компонентов в продуктах и их удельную калорийность можно узнать из торговых этикеток продуктов или по справочникам их калорийности.
Для определения условия достижения балансов вещества и энергии необходимо определить суммарную массу основных пищевых компонентов в планируемом суточном рационе пищи с учетом ее кулинарной обработки (рассматриваемой в темах предмета «Технология»), их соотношение, а также величину добавляемой энергии и сопоставить их с требуемым количеством, структурой и энергозатратами организма. Результат сопоставления следует вывести на экран в виде прогнозируемых последствий потребления продуктов этого рациона и рекомендаций, позволяющих его оптимизировать. Возможность введения и изменения пользователем набора продуктов, их порционности и видов кулинарной обработки позволят выбрать соотношение пищевых компонентов и восстанавливаемую энергию близкими к оптимальным и составить сбалансированный суточный рацион питания. Дизайн вывода результата может быть любым и отражать индивидуальные наклонности обучающегося.
Таким образом, при освоении направления «Технологии ведения дома» предметной области «Технология» целесообразна самостоятельная реализация обучающимися программы, позволяющей составить сбалансированный суточный рацион продуктов, соответствующий принципу рационального питания. При этом предпочтительно предусмотреть выполнение такого расчета для всех членов семьи, обеспечивая полноценность и их жизнедеятельности. Это создаст возможность эффективного формирования у обучающихся здоровьесберегающей компетенции.
- МР 2.3.1.2432 -08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=106639 (дата обращения: 26.03.16).
Вид представления доклада | Стендовый доклад и публикация |
Уровень | Среднее (полное) общее образование |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным