АЛГОРИТМИЗАЦИЯ КАК ФУНДАМЕНТ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
ГБОУ Лицей № 369 СПб Красносельского района
Мы живем в мире алгоритмов, они составляют часть нашей человеческой культуры. Осознаем мы или нет, но думаем алгоритмически, начиная с ученика выполняющего домашнее задание и планирующего свой день, продавца в ближайшем магазине, вплоть до выполнения любого повседневного дела любым из нас. Среди современных информационных технологий программирование занимает особое место и обучение программированию достаточно сложный процесс, требующий особого подхода. За долгие годы работы в школе и с годами убеждалась в необходимости перехода к теме программирование через тему «алгоритмизация». И алгоритмические конструкции должны изучаться совместно с задачами, написанными на алгоритмическом языке. На экзаменах ОГЭ и ЕГЭ присутствует достаточно большой блок по данной теме. Почему именно алгоритмический язык, а не Pascal? Оба языка созданы для школьников, для начального этапа входа в программирование, так зачем отвлекаться на язык, не имеющий дальнейшего развития, но имеющий свои сложности в написании программы.
Допустим, вас попросили написать программу. На каком бы языке вы бы стали ее писать? Как правило, отвечают, что на C++ или Java. ... и даже не придет в голову спросить, что должна эта программа делать." (Alex Fayolle)

Мы живем в мире алгоритмов, они составляют часть нашей человеческой культуры. Осознаем мы или нет, но думаем алгоритмически, начиная с ученика выполняющего домашнее задание и планирующего свой день, продавца в ближайшем магазине, вплоть до выполнения любого повседневного дела любым из нас.

Среди современных информационных технологий программирование занимает особое место и обучение программированию достаточно сложный процесс, требующий особого подхода.

За долгие годы работы в школе и с годами убеждалась в необходимости перехода к теме программирование через тему «алгоритмизация». И алгоритмические конструкции должны изучаться совместно с задачами, написанными на алгоритмическом языке. На экзаменах ОГЭ и ЕГЭ присутствует достаточно большой блок по данной теме.

Почему именно алгоритмический язык, а не Pascal? Оба языка созданы для школьников, для начального этапа входа в программирование, так зачем отвлекаться на язык, не имеющий дальнейшего развития, но имеющий свои сложности в написании программы.

Почему я за детальное изучение алгоритмизации, да потому, что:

1.                программа КуМир лицензирована и проверена. Доступна на сайте https://www.niisi.ru/kumir/ ;

2.                Параллельно изучаются описание задачи, алгоритмические конструкции, блок-схема и в завершении задача оформляется на русском языке с использованием СКИ определенного исполнителя;

3.                В данной оболочке рассматриваются такие исполнители как черепаха, кузнечик, водолей, рисователь, чертежник, робот и реализуются любые вычислительные задачи;

4.                Программы по объему гораздо меньше в несколько раз и легче воспринимаются учащимися.

Изучив тему алгоритмизация, и переходя к изучению другого языка программирования, мы в дальнейшем будем наоборот экономить время на объяснении материала, делать акцент на уже усвоенном, добавляя немного нового или новый взгляд на имеющиеся знания и опыт. Еще лучше показать решение задачи на алгоритмическом языке и на том языке программирования, на который перешли, чтобы сравнить и найти сходство и различие в оформлении программы.

В каком порядке лучше изучать темы.

·        Алгоритм. Свойства алгоритма. Этапы разработки программы (алгоритма). Исполнитель (формальный, не формальный). Общая характеристика исполнителя;

·        Исполнитель. СКИ. Линейный алгоритм. Блок-схема. Кузнечик, Черепаха, Водолей, Робот, Чертежник. Решение задач с использованием данных исполнителей;

·        Исполнитель. Робот. Линейный алгоритм. Вспомогательный алгоритм (подпрограмма). Блок-схема. Преобразование линейных задач (решенные и сохраненные в папке ученика) с использованием вспомогательного алгоритма (подпрограммы);

·        Цикл n-раз. Алгоритм с переменными. Блок-схема. Преобразование линейных задач (решенные и сохраненные в папке ученика) с использованием цикла;

·        Цикл пока. Блок-схема. Исполнитель Робот. Задать обстановку и стены. Перемещается между стенами и закрашивает определенные клетки;

·        Ветвление. Блок-схема. Решение задач с различными исполнителями;

·        Цикл для. Блок-схема. Решение задач с различными исполнителями;

·        Итоговая работа № 1. Состоит из 2-3 заданий;

·        Массивы;

·        Решение сложных задач, с сочетанием различных алгоритмических конструкций.

·        Итоговая работа № 2. Состоит из 2-3 заданий.

·        Решение задач из ОГЭ и ЕГЭ

Конечно, лучше начинать изучать данную тему в более ранних классах, но и не убирать её, если информатику начали изучать в 8 или даже в 10 классе.

Переходя от одной алгоритмической конструкции к другой лучше «цеплять» уже написанные задачи с использованием другой алгоритмической конструкции. Для чего? Для того чтобы ученик видел и понимал, что решение и выбор пути для решения задачи зависит только от него и решение у одноклассника может быть другим. 

Список использованных источников
  1. 1. А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедев, Я. Н. Зайдельман Информатика 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учебных заведений
  2. 2. Удалова Т.Л., Ануфриева М.В. Информатика. КуМир
  3. 3. Л. Л. Босова 7-9 класс учебник и рабочая тетрадь. БИНОМ, 2012-2013 г
  4. Задачи есть во всех сборниках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Авторы: С.С.Крылов, Д.М.Ушаков, Е.М.Зорина, Самылкина, Ю.С.Путимцева и др
Вид представления доклада  Стендовый доклад и публикация
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  алгоритмизация в среде КуМир

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.