АЛГОРИТМИЗАЦИЯ КАК ФУНДАМЕНТ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Мы живем в мире алгоритмов, они составляют часть нашей человеческой культуры. Осознаем мы или нет, но думаем алгоритмически, начиная с ученика выполняющего домашнее задание и планирующего свой день, продавца в ближайшем магазине, вплоть до выполнения любого повседневного дела любым из нас.
Среди современных информационных технологий программирование занимает особое место и обучение программированию достаточно сложный процесс, требующий особого подхода.
За долгие годы работы в школе и с годами убеждалась в необходимости перехода к теме программирование через тему «алгоритмизация». И алгоритмические конструкции должны изучаться совместно с задачами, написанными на алгоритмическом языке. На экзаменах ОГЭ и ЕГЭ присутствует достаточно большой блок по данной теме.
Почему именно алгоритмический язык, а не Pascal? Оба языка созданы для школьников, для начального этапа входа в программирование, так зачем отвлекаться на язык, не имеющий дальнейшего развития, но имеющий свои сложности в написании программы.
Почему я за детальное изучение алгоритмизации, да потому, что:
1. программа КуМир лицензирована и проверена. Доступна на сайте https://www.niisi.ru/kumir/ ;
2. Параллельно изучаются описание задачи, алгоритмические конструкции, блок-схема и в завершении задача оформляется на русском языке с использованием СКИ определенного исполнителя;
3. В данной оболочке рассматриваются такие исполнители как черепаха, кузнечик, водолей, рисователь, чертежник, робот и реализуются любые вычислительные задачи;
4. Программы по объему гораздо меньше в несколько раз и легче воспринимаются учащимися.
Изучив тему алгоритмизация, и переходя к изучению другого языка программирования, мы в дальнейшем будем наоборот экономить время на объяснении материала, делать акцент на уже усвоенном, добавляя немного нового или новый взгляд на имеющиеся знания и опыт. Еще лучше показать решение задачи на алгоритмическом языке и на том языке программирования, на который перешли, чтобы сравнить и найти сходство и различие в оформлении программы.
В каком порядке лучше изучать темы.
· Алгоритм. Свойства алгоритма. Этапы разработки программы (алгоритма). Исполнитель (формальный, не формальный). Общая характеристика исполнителя;
· Исполнитель. СКИ. Линейный алгоритм. Блок-схема. Кузнечик, Черепаха, Водолей, Робот, Чертежник. Решение задач с использованием данных исполнителей;
· Исполнитель. Робот. Линейный алгоритм. Вспомогательный алгоритм (подпрограмма). Блок-схема. Преобразование линейных задач (решенные и сохраненные в папке ученика) с использованием вспомогательного алгоритма (подпрограммы);
· Цикл n-раз. Алгоритм с переменными. Блок-схема. Преобразование линейных задач (решенные и сохраненные в папке ученика) с использованием цикла;
· Цикл пока. Блок-схема. Исполнитель Робот. Задать обстановку и стены. Перемещается между стенами и закрашивает определенные клетки;
· Ветвление. Блок-схема. Решение задач с различными исполнителями;
· Цикл для. Блок-схема. Решение задач с различными исполнителями;
· Итоговая работа № 1. Состоит из 2-3 заданий;
· Массивы;
· Решение сложных задач, с сочетанием различных алгоритмических конструкций.
· Итоговая работа № 2. Состоит из 2-3 заданий.
· Решение задач из ОГЭ и ЕГЭ
Конечно, лучше начинать изучать данную тему в более ранних классах, но и не убирать её, если информатику начали изучать в 8 или даже в 10 классе.
Переходя от одной алгоритмической конструкции к другой лучше «цеплять» уже написанные задачи с использованием другой алгоритмической конструкции. Для чего? Для того чтобы ученик видел и понимал, что решение и выбор пути для решения задачи зависит только от него и решение у одноклассника может быть другим.
- 1. А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедев, Я. Н. Зайдельман Информатика 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учебных заведений
- 2. Удалова Т.Л., Ануфриева М.В. Информатика. КуМир
- 3. Л. Л. Босова 7-9 класс учебник и рабочая тетрадь. БИНОМ, 2012-2013 г
- Задачи есть во всех сборниках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Авторы: С.С.Крылов, Д.М.Ушаков, Е.М.Зорина, Самылкина, Ю.С.Путимцева и др
Вид представления доклада | Стендовый доклад и публикация |
Презентация доклада | Загрузить |
Ключевые слова | алгоритмизация в среде КуМир |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным