Пропедевтика изучения информатики и программирования для дошкольников и младших школьников
Возрастающая роль информации, знаний и информационных технологий в жизни отдельного человека и государства в целом позволило говорить о начале 21 века, как об эпохе становления информационного общества. Чтобы обеспечить себе достойное место в этом обществе от человека требуются новые навыки, новое мышление, что в свою очередь требует изменения и в содержании образования, и в средствах обучения.
Ребенку нужно не только дать необходимые знания и умения, но и сформировать личностную, психологическую готовность к использованию современных ИТ для решения самого широкого класса задач, что требует соответствующих реформ дошкольного образования — первого звена непрерывного образования. Кроме того, в начальной школе ребенок уже должен уметь пользоваться мультимедийными обучающими программами, иметь минимальные навыки работы с клавиатурой и текстовым редактором, а значит учить его этому во втором классе (а тем более в седьмом классе) уже поздно.
Одним из путей решением обозначенной проблемы является внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, а также добавление в содержание дошкольного образования пропедевтических курсов по информатике.
С сентября 2009 года Институтом САУ университета Дубна совместно с ДОУ №3 (г. Дубны) организованы занятия «Инфологика» для детей в возрасте от 5 до 7 лет. К основным специфическим задачам обучения детей можно отнести:
· формирование навыков сохранения психического и физического здоровья при работе с ПК; формирование у ребенка мотивационной, интеллектуальной, психической готовности использовать ПК для решения широкого класса задач;
· формирование базовых ИКТ-компетенций (владение мышью, клавиатурой, запуск и закрытие программы, включение и выключение компьютера, умение использовать текстовый и графические редакторы; умение работать с простейшими мультимедийными программными продуктами, умение использовать основные элементы графического пользовательского интерфейса, умение работать с гипертекстовыми документами).
· знакомство с первичными понятиями об информационной деятельности человека (сбор, поиск, хранение, обработка информации и т.д.) и основными современными средствами ИКТ; формирование начальных умений ориентироваться в потоке информации, устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями, сравнивать, обобщать, анализировать, делать элементарные умозаключения; знакомство с базисным аппаратом формальной логики (классификация, ограничение, сравнение, систематизация, закономерности).
· пропедевтика программирования: знакомство с алгоритмами и исполнителем (работа в ПервоЛого);
Обучение ориентировано на развитие: алгоритмического, логического мышления, способности к рефлексии, умения выстраивать внутренний план действий, навыков конструктивной деятельности, способности к прогнозированию результата, когнитивной гибкости, творческих способностей, эрудиции.
Пропедевтика информатики в ДОУ позволяет не только подготовить ребенка к обучению в школе, но и значительно расширяет кругозор ребенка, способствует формированию «здорового» отношения к ПК, не как к средству для развлечения, а как к инструменту для решения широкого класса задач.
- Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. — М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1998.
- Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. — М.: Баласс, 2009.
- Полежаева О. А. Информатика. УМК для начальной школы: 2–4 классы. Методическое пособие для учителя. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
Уровень | Среднее (полное) общее образование |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным