Практические занятия в процессе изучения алгебры логики как способ формирования инженерного мышления.
Перед нашей школой сегодня стоят задачи первостепенной важности – мы должны выпустить в жизнь молодого человека, который будет не только иметь представления о технической картине мира, но и сможет в процессе профессионализации реализовать "инженерное мышление", стать техническим специалистом. В решении современных технических задач практическая составляющая выполняет функцию "проверки теории практикой", подтверждает ее истинность или ложность.
Какое место занимает преподавание информатики в школе в ходе профилизации учащихся, направленной на выбор инженерного труда? Можно ли сделать более эффективным обучение базовым основам компьютера, применяя практико- ориентированный подход? Убежден – да.
Я пришел к выводу о необходимости разработать систему практикумов и начал реализовывать в преподавании идею о том, что практико-ориентированный подход при изучении логических основ компьютера позволяет в процессе выполнения практического задания с применением микросхем серии К155, элемента питания и светодиодов "потрогать руками" алгебру логики.
В качестве примера приведу следующее задание.
Дана логическая схема, построенная по логической функции:
¬(A /\ B /\ ¬C) /\ (¬A \/ ¬ (B /\ ¬C)) = ¬A \/ ¬ B \/ C.
Учащиеся должны составить логическую функцию по логической схеме, упростить логическую функцию и построить новую логическую схему. Все эти действия можно сделать на бумаге. А как доказать школьникам, что обе логические схемы идентичны? Что упрощение логических схем имеет важное значение в реальной инженерной деятельности?
Для реализации этой задачи и служат практические задания по освоению алгебры логики, выполняя которые учащиеся смогут составлять и проверять логические схемы, построенные по данным логическим функциям.
Хочу предложить задания, которые можно выполнять на уроках:
1. Исследование базовых логических элементов.
2. Доказательство законов алгебры-логики.
3. Построение логической функции по схеме.
4. Построение схемы по функции.
5. Упрощение логических схем. Преобразование логических выражений.
6. Построение триггера.
7. Построение двоичного полусумматора и сумматора.
Как же подготовить старшеклассника к техническому решению задач на построение и преобразование логических схем?
Я начинаю работу в 8 классе с соотнесения базовых логических выражений и базовых логических элементов И, ИЛИ, НЕ на микросхемах серии К155 и исследования их. В процессе практической работы на выходе элемента ставится светодиод, который загорается, когда на него поступает сигнал, и учащиеся могут убедиться, что светодиод светится, когда на выходе элемента «1». По результатам эксперимента заполняются таблицы истинности, и мы начинаем строить простые логические схемы на микросхемах и практически доказываем ряд законов логических преобразований, например: правила Де Моргана ¬(A \/ B) = ¬A /\ ¬B, ¬(A /\ B) = ¬A \/ ¬B, дистрибутивный (распределительный)(A /\ B) \/ C= (A /\ C) \/ (B /\ C), (A /\ B) \/ C = (A \/ C) /\ (B \/ C).
Такая практическая деятельность дает учащимся представление о том, что алгебра логики, как иногда кажется детям чисто теоретическая наука, имеет важнейшее применение в разработке электронных схем, проектировании различных элементов компьютера.
Совершенно другой смысл приобретает решении задач на построение логической схемы по заданной логической функции. Ребятам теперь нужно не только нарисовать «прямоугольнички» и «стрелочки» в тетради, но и понять, какие элементы будут использоваться при построении схемы, как соединить «лапки» микросхем, проверить, в нужной ли последовательности загораются светодиоды при подаче сигналов.
Практические разработки представлены в форме открытых уроков и мастер-классов для педагогов города Москвы и регионов России. Видеозаписи открытых уроков наглядно демонстрируют, как в сочетании умственных и практических действий теория проверяется практикой, знания обретают форму последовательных операций для достижения конкретной цели, что и обеспечивает формирование инженерного мышления.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления – М.: Просвещение, 1999.
- Вовк Е.Т. и др. Информатика: пособие для подготовки к ЕГЭ – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 322 с.
- Дятлов А.А. Парадигма" 3-Э "как условие развития научно- технического творчества учащихся, ИТО- Троицк, 2014
- Дятлов А.А. Формирование у детей представлений об окружающем мире, природе посредством изучения электротехники", Завуч инфо, Всероссийский педагогический практикум, 2015
- Дятлов А.А. Электротехника (практикум Фестиваля увлекательной науки), 2015
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач) М. 1975.
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным