Побходы к обучению школьников разработке мобильных приложений

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Автор: Шухман Александр Евгеньевич, Кандидат педагогических наук, Доцент, Почетная грамота Министерства Образования и Науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Оренбургский государственный университет"
В статье представлен подход к обучению старшеклассников разработке мобильных приложений. В качестве базовой технологии выбран HTML5 и JavaScript. Для упрощения разработки целесообразно использовать бесплатную интегрированную среду разработки Intel® XDK, поддерживающую полный цикл разработки мобильных приложений. В 5-8 классах разработка мобильных приложений может изучаться на основе облачной среды разработки мобильных приложений App Inventor 2.

В настоящее время бурно растет рынок приложений для мобильных устройств. Количество смартфонов, планшетов и других мобильных гаджетов сильно превышает количество компьютеров. Школьники, увлеченные программированием, проявляют большой интерес к разработке мобильных приложений, однако ни в базовом, ни в углубленном курсе информатики, ни в доступных учебно-методических комплексах для элективных курсов, технологии разработки мобильных приложений не рассматриваются.  

Основные трудности разработки мобильных приложений связаны с необходимостью поддержки нескольких популярных операционных систем: Google Android, Apple IOS, Microsoft Windows. Для каждой платформы создатели предлагают разные технологии разработки, ориентированные на разные языки программирования. Так для Android "родные" средства разработки используютJava, программирование для IOS осуществляется на языке Swift, а Microsoft в качестве базового языка для Windows выбрала C#. Сам процесс разработки под каждую платформу достаточно сложен, требует большого количества конкретных знаний и умений. Отладка приложений на персональном компьютере выполняется с помощью эмуляторов мобильных устройств, что предъявляет высокие требования к объему памяти и быстродействию процессора. 

Альтернативный подход к разработке мобильных приложений предполагает использование кроссплатформенных технологий, таких как Mono + C#, Qt + C++, HTML5 + JavaScript, которые позволяют разрабатывать приложения для любых мобильных платформ. Из указанных вариантов для школьников наиболее доступно изучение разработки мобильных приложений с использованием HTML5 и языка JavaScript [1]. Обучение основам HTML и CSS происходит в рамках школьного курса информатики, дополнительные мультимедийные и графические возможности HTML5 осваиваются очень легко. Язык JavaScript содержит небольшое количество типов данных и управляющих конструкций, его базовый синтаксис довольно прост.

Для упрощения разработки целесообразно использовать бесплатную интегрированную среду разработки Intel® XDK, поддерживающую полный цикл разработки приложений, включая конструирование интерфейса, редактирование программного кода, тестирование приложение на компьютере, отладку и профилирование на реальном устройстве, и, самое важное, создание установочных пакетов для различных мобильных платформ и загрузку приложений в «магазин» для последующего доступа пользователей [2]. Intel® XDK успешно может применяться и для разработки игр, потому что содержит шаблоны приложений для основных игровых JavaScript фреймворков. Также приложения могут использовать практически все возможности мобильных устройств, включая информацию с датчиков, камеры, микрофона, сведения о местоположении устройства, доступ к коммуникационным возможностям, телефонной книге. Эмуляция приложений производится с помощью браузера Google Chrome, для отладки используются мощные встроенные в Chrome инструменты разработчика. Система Intel® XDK динамически развивается, пожалуй, главным недостатком является отсутствие руководств и учебных пособий, а также русифицированной версии среды. Поэтому Intel® XDK наиболее успешно может быть использован только в старших классах.

В 5-8 классах разработка мобильных приложений может изучаться на основе облачной среды разработки мобильных приложений App Inventor 2 [3]. App Inventor 2 использует визуальный язык программирования, аналогичный популярному языку Scratch [4]. Программа собирается полностью в визуальном режиме с использованием перетаскиваемых блоков кода. App Inventor 2 поддерживает отладку приложения как в эмуляторе, так и на реальном устройстве. Среда поддерживает русский язык, издано подробное руководство по системе [5]. Недостатком среды является поддержка только платформы Android.

Таким образом, грамотный выбор средств и технологий разработки мобильных приложений позволяет успешно реализовать обучение разработке мобильных приложений в рамках школьных элективных курсов. 

Список использованных источников
  1. Вейл Э. HTML5. Разработка приложений для мобильных устройств. — СПб.: Питер, 2015. — 480 с.
  2. Intel® XDK. - 2016. URL: https://software.intel.com/ru-ru/intel-xdk
  3. MIT App Inventor 2. - MIT: 2016. URL: http://appinventor.mit.edu/explore/index-2.html
  4. Scratch. - MIT: 2016. URL: https://scratch.mit.edu/
  5. МакГрат М. Создание приложений на Android для начинающих - М.: ЭКСМО, 2016 - 192 с.
Ключевые слова  Разработка мобильных приложений, элективный курс, языки программирования

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.