ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ «МАТЕМАТИКА» И «ИНФОРМАТИКА» КАК ОСНОВА ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В современной школе актуальный характер приобретает вопрос подготовки учащихся к профессиональной деятельности в сфере информационных технологий (ИТ). Создание и реализация интегрированного учебного курса на основе содержания предметных областей «Математика» и «Информатика» для полного общего образования является одним из путей решения вышеизложенной задачи. В ФГОС второго поколения учебные предметы «Математика» и «Информатика» представлены в единой предметной области, что констатирует процесс взаимовлияния математики и информатики, который характеризуется следующими тенденциями. С одной стороны, динамическое развитие самой дисциплины информатики (в области теоретической информатики, языков программирования, ИТ, компьютерных сетей, искусственного интеллекта, квантовой информатики, технической информатики, биоинформатики, социальной информатики и др.), требует применения математических теорий, которые были открытым математиками в 30-х годах XXвека (различные формы уточнения понятия алгоритма, неразрешимость алгоритмических проблем, вычислимость, универсальные вычислимые функции, анализ сложности алгоритмов и др.). С другой стороны, само развитие математики происходит за счет использование ИТ (параллельные вычисления, компьютерная алгебра, компьютерная графика, компьютерное моделирование и др.).
Таким образом, именно активное развитие ИТ обусловливает пересмотр содержания предметных областей «Математика» и «Информатика».При этом, как показали отечественные и зарубежные исследования, успешность информационно-математической деятельности в значительной степени зависит от сбалансированности освоения и математики, и информатики.
Подинформационно-математической деятельностью обучающего будем понимать его деятельность, направленную на изучение, анализ, синтез и исследование информационных объектов, процессов различной природы, а также построение информационных моделей средствами и методами математики, реализуемых посредством ИКТ.
За последние годы обнаружилась общность понятийных аппаратов предметных областей «Математика» и «Информатика»(Журавлев Ю.И., Семенов А.Л. и др.), свойственных информатике и математике. Такие понятия как алгоритм, дискретность, конструктивность, модель, вычислимость, анализ данных, объект, состояние, система, процесс, классификация, структура, множество, массив, последовательность, символ, язык, функция, схема, информация и др. одинаково важны и употребляемые в математике и в информатике.
Целью интеграциипредметных областей «Математика» и «Информатика» является повышение фундаментальной, практической подготовки, формирование общеучебных умений обучающихся и их подготовки в сфере ИТ.
Под интеграцией предметных областей «Математика» и «Информатика» будем понимать объединение в единое целое содержательных линий, общих для математики и информатики, общих понятийных аппаратов, общих организационных форм, методов обучения и инструментов деятельности, уровень общности средств прикладного и инструментального программного обеспечения, используемого как объект изучения и средство обучения соответственно в информатике и математике.
Содержательную линиюинтегрированного курса составляют: система счисления и архитектура компьютера, компьютерных систем; способы измерения и представления информации; математическое и информационное моделирование объектов и процессов; алгоритмизация и программирование, оценки эффективности алгоритма; элементы логики в информатике; элементы дискретной математики в информатике; математические основы вычислительной геометрии, компьютерной графики, вычислительный эксперимент.
Метапредметные результаты обучения интегрированному курсу «Математическая информатика» реализуются через УУД характерны для математики (Хинчин А.Я.) и информатики.
Рассмотрение интегрированного курса с этой точки зрения и умение использовать его в практике преподавания является важным условием достижением поставленной цели обучения.
Вид представления доклада | Устное выступление и публикация |
Уровень | Среднее (полное) общее образование |
Презентация доклада | Загрузить |
Ключевые слова | Информатика, математика, интеграция, подготовка, учащихся, специалист, информационных технологий |
По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным