Разработка методики построения актуальной рабочей программы по дисциплине «Информатика» с учетом компетентностного подхода при реализации подготовки по направлению 23.02.02 АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Автор: Удахина Светлана Вячеславовна, Кандидат экономических наук
ГБОУ СПО Невский машиностроительный техникум
Данная статья освещает проблемы формирования рабочей программы по дисциплине информатика в связи с формулированием профессиональных компетенций. Автором предложена методика, которая может быть реализована и использована для формирования актуальных рабочих программ по другим дисциплинам.

Приказом Минобрнауки России от 22.04.2014 N 380 был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение". Требования к технику в стандарте представлены общими и профессиональными компетенциями. Они представлены емкими и обобщенными понятиями, что создает определенные трудности при составлении рабочих программ дисциплин. При этом обязательными требованиями к умениям и знаниям сформулированными в настоящем стандарте дисциплине информатика являются по:

«уметь:

использовать изученные прикладные программные средства;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.»

В связи с этим можно определить основные разделы занятий по направлению «Автомобиле и тракторстроение»:

Раздел 1. Основные понятия автоматизированной обработки информации

Раздел 2. Общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем

Раздел 3. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.

Раздел 4. Сетевые информационные технологии.

Все  темы являются традиционными для дисциплины. В связи с анализом компетенций становится необходимым сформулировать тематику, определяющую профессиональную направленность дисциплины. Рассмотрим каждую компетенцию, рекомендую ФГОС.

При реализации общих компетенций чаще всего проблем не возникает, так как их выполнение осуществляется за счет  разнообразных средств и форм педагогического процесса.

При реализации профессиональных компетенций возникает ряд проблем:

-         Каждая компетенция- емкое, неконкретизированное понятие.

-         Низкая мотивированность студентов данного года обучения.

-         Слабосформированный понятийный аппарат у студентов данного года обучения.

Решением проблемы может быть разработка методики составления актуальной рабочей программы.

Для составления актуальной рабочей программы по дисциплине необходимо построить структуру компетенции.

Первым шагом для ее построения является выделение дескрипторов для каждой компетенции. Вторым шагом определяем группы дисциплин для каждой компетенции в соответствии с ФГОС СПО.

Пример таблицы1 для дисциплины «Информатика» представлен ниже.

Данная таблица является основой для следующих шагов по реализации методики.

Таким образом методика построения структуры компетенций состоит из следующих этапов :

1.       Сформировать список дескрипторов для каждой компетенции

2.       Построить таблицу «Компетенция-Дисциплины».

3.       Построить фреймовую модель, в которой фреймы-названия дисциплин, слоты: цели, набор знаний, набор умений по дисциплине.

4.       Связать фреймы в сеть по временной характеристике (характеризующей момент изучения дисциплины).

5.       Сформировать список дескрипторов для каждой дисциплины.

6.       Соотнесение дескрипторов, характеризующих дисциплины и дескрипторов компетенции для уточнения полноты реализации компетенции.

Данная методика может служить основой для построения модели рабочей программы дисциплины, которую можно реализовать с использованием информационных технологий. Такая модель позволит не только формировать актуальные рабочие программы в условиях изменения требований, но  осуществлять контроль знаний студентов по усвоению компетенции.

Данная методика носит универсальный характер.

Таблица 1-Группы дисциплин по компетенциям

Уровень  Среднее профессиональное образование
Ключевые слова  Компетенция, рабочая программа, фреймовая модель.

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.