Спасибо за то, что поднимаете очень важную тему для нашего общего образования! Для большинства ITшников начальной школы не существует вообще. Вплоть до того, что детей не пускают в кабинет информатики. В результате к окончанию начальной школы многие ученики, получив опыт свободного посещения интернета для компьютерных игр и просмотра мультиков, не хотят заморачиваться какими-то скучными "основами программирования". Если решать задачу обучения программированию школьников, обязательно надо начинаьь с первого класса. Причем такие учебные программы надо писать вместе с психологами и учителями начальных классов, которые знают специфику данного возраста. Для того, чтобы не скатиться в развлекательные игры для маленьких детей, и соблюдать правила СанПИнов.
Благодарю за отклик! Действительно, наши ФГОС привели к тому, что мы потеряли информатику в начальной школе. И это в то время, когда весь мир, активно прорабатывая разные модели обучения школьников информатике, отдает предпочтение непрерывному курсу, начинающемуся уже на уровне дошкольных образовательных организаций. А что касается современных подходов к обучению школьников именно программированию, то можно посмотреть вот эту книгу: http://www.uic.unn.ru/pustyn/papers/WB%20Children%20learning_Ru.pdf Это очень интересная книга, хотя в ней есть и спорные моменты. Парандекар C, Е. Патаракин, Яйла Г. Обучение детей программированию: залог развития человеческого капитала в XXI веке. Руководство для российских законодателей и практиков в области образования / – Москва : Алекс (ИП Поликанин А.А.), 2019. – 164 с. Советую всем ее почитать.
Добрый день! Сейчас по программе изучение информатики в основном начинается в 7 классе (1 ч. в неделю), 8, 9 - также, этого крайне мало в принципе. Имею достаточно большой опыт преподавания информатики в школе, была свидетелем того, что информатика опускалась до 2 и 1 класса (было письмо Министерства образования об этом), и это было очень хорошо. Сейчас по ФГОСам, наоборот, она поднялась к 7 классу. В нынешнем учебном году были у меня пятиклашки - полугодовой курс внеурочки 1 ч. Я реально поняла, что, несмотря на то, что нам говорят, современные дети с начальной школы выполняют проекты, информатика должна "раствориться", помогать другим предметам, дети в плане информационных технологий готовы хуже, чем те, что учились у нас когда-то информатике с 5-го класса, либо с начальной школы (с особым теплом вспоминаю курс Горячева для начальной школы). Весь реальный уровень подготовки по информационным технологиям учеников 1-6 классов (иногда и старше!, при одном-то часе в неделю!) сейчас в условиях самоизоляции ощутили не только учителя информатики, когда дети присылают своим учителям на проверку задания в разных форматах, порой даже не умея давать имена файлам. Учителя русского языка и математики, скачивая файлы на проверку, тратят уйму времени на их первичную обработку: переименовать для проверки (чтобы не потерялась работа среди десятков других), сделать запрос ученику, чтобы это был не pdf-файл, а изображение, где они могут исправлять ошибки. И учили этому своих учеников не одну неделю, не раз повторяя свои требования, пока вдруг не услышат в ответ: "А я не умею файлы переименовывать!" Эту незаметную рутинную работу раньше выполняла информатика. Но ведь работа с файлами - это всего лишь малая часть курсовой подготовки, которую и спросить-то сейчас не с кого, если курс начинается только с 7 класса. Очень интересный опыт сейчас предлагает Яндекс.Учебник. Они разработали программу преподавания информатики в 7 классе (2 ч.в неделю), идет апробация учебного электронного пособия. В этой программе на тему "Алгоритмизация и программирование" отводится 34 ч. - фактически нынешний годовой курс информатики. Программирование на языке Python. Хотим поддержать проект и попробовать на след.учебный год.
Подписываюсь под каждым слово в фразе "раннее начало, обязательность и непрерывность обучения программированию...". Думаю, это можно отнести не только к программированию, но и к обучении информационным технологиям в целом. Считаю, что для качественных результатов обучения обязательно необходим отдельный курс ещё с начальной школы.
Доброе утро! Полностью согласна с данным утверждением "необходим более ранний старт, желательно, в начальной школе, с продолжением в 5–6 и 7–9 классах". Ребят в начальной школе можно заинтересовать информатикой, а в 5-6 классах подкрепить интерес, но а уже 7-9 классах, некоторые из учеников выберут данный предмет для целенаправленной подготовки к своей будущей профессии. А это очень актуально!
Уважаемые коллеги! Доклад Людмилы Леонидовны Босовой О модели непрерывного изучения программирования в Школе сегодня в 11:45. Подключение: https://it-education.ru/conf2020/location/
Очень хочется поделиться лайфхаком для всех преподавателей!
И доска, и видео камера, направленная на листочек, - все равно видимость "не очень". В самом начале карантина столкнулась с той же проблемой. Решила ее, приобретением ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНШЕТА!!! Вещь - незаменимая при преподавании онлайн.
Здравствуйте, коллеги! Спасибо за организованную проведенную конференцию.
Мне как преподавателю педагогического колледжа, реализующего подготовку учителей начальных классов, воспитателей ДОУ, особенно актуальна эта тема. Согласна полностью с утверждением, что программирование учит думать. Благодаря программированию наши дети способны развить в себе целый комплекс полезных навыков, которые сформируют потенциал для будущей успешной жизни. Это и личностные качества Уверенность: большинство родителей с радостью сообщают, что заметили, как у их детей укрепляется вера в свои силы, так как они шаг за шагом создают собственный серьезный проект. Самоорганизацию: когда дети пишут сложный код, они лучше развивают свою самоорганизацию, усидчивость и учатся подолгу фокусировать внимание на одной задаче. Настойчивость: дети не только пишут код, но и учатся его отлаживать. И нет лучшего способа выработать настойчивость, чем шаг за шагом исправлять ошибки в коде. Коммуникацию: изучение программирования аналогично изучению любого нового иностранного языка. Дети также учатся логической коммуникации, укрепляют как устные, так и письменные навыки. Многие дети используют программирование для выражения своих мыслей. Например, они могут создавать сайты и приложения, чтобы рассказать о том, что их волнует и что интересно им. Программирование положительно сказывается и на школьной успеваемости Так, при изучении математики программирование помогает детям визуализировать абстрактные понятия, позволяет применять математику к реальным ситуациям, делая ее изучение интересным и творческим. При обучении письму дети, которые разбираются в причинно-следственных связях и могут планировать последовательность действий в программировании, легче справляются с написанием сочинений. Для таких детей текст превращается из хаотичного набора предложений в управляемую последовательность с логическим началом, серединой и окончанием. Программирования способствует и развитию т ворческой составляющей. Дети начинают экспериментировать. Инструменты программирования позволят им создать практически все, что они придумают. И, конечно, же в эпоху цифровых технологий программирование является базовой грамотностью . Важно, чтобы наши дети понимали, что могут внедрять инновации и технологии вокруг себя.