Прошу высказаться о ситуации, сложившейся, вокруг проведения финального этапа Всероссийской олимпиады по информатике в 2020 году. Ситуация сложная и неоднозначная. Что вы считаете на счет позиции министерства? Могло ли быть принято другое решение? Какие вы видите последствия для абитуриентов этого года? Соблюдены ли в данном случае права ЕГЭ-шников?
Текущая ситуация с проведением заключительного этапа ВсОШ следующая.
Решением министра просвещения заключительный этап отменяется, при этом все учащиеся 11-х классов, которые набрали на региональном этапе проходной балл на заключительном этапе, объявляются призёрами заключительного этапа, не участвуя в нём. Это позволит получить им льготы, необходимые для поступления в вузы. Учащиеся 9-10 классов при этом призёрами не объявляются. Устно обещано, что они будут приглашены на заключительный этап в будущем году автоматически.
Это решение не обсуждалось центральными предметно-методическими комиссиями, центральным оргкомитетом, общественностью, не согласовывалось с министерством просвещения. В частности, возникнут проблемы с набором в некоторые вузы, где призёры заключительного этапа могут занимать большинство мест на некоторых специальностях, а теперь количество имеющих право поступления без вступительных экзаменов на данные специальности может превысить контрольные цифры приёма.
Но эта проблема решается, например, увеличением КЦП, что, однако, требует согласования с минобрнауки.
Гораздо более спорным является отмена заключительного этапа для 9-10 классов. Вообще, похоже, что министерство хочет решить только проблему с льготами для поступления в вузы, остальные задачи всероссийской олимпиады остаются "за бортом". Заключительный этап всероссийской олимпиады - это важное общенациональное мероприятие. Школьники ждут и готовятся к нему. Она нужна для отбора команды на международные мероприятия, для популяризации научных знаний, для выявления одарённых детей, отбора в профильные смены, летние школы, лагеря и т.д. Всё это разом оказывается выкинутым.
Хотя возможны и варианты, например:
1. Перенос заключительного этапа, на сроки, когда будет возможным это сделать. По крайней мере, можно наблюдать за ситуацией, отменить мероприятие всегда успеем.
2. Проведения заключительного этапа по регионам, без выезда участников в одно место. Если эпидемиологическая обстановка позволит проводить ОГЭ и ЕГЭ, то и всероссийскую олимпиаду можно провести так же. Такой вариант прорабатывался в министерствах и в ЦПМК до середины апреля.
3. Возможно проведение заключительного этапа для 9-10 классов осенью. Для 11-х классов, которым нужно срочно решать вопросы поступления, можно сделать, как предлагает министерство, но для 9-10 классов мероприятие в той или иной форме обязательно провести.
Отчасти можно поддержать решение Минпросвещения по нескольким причинам: 1. Ситуация распространения вируса непредсказуемая, сложно прогнозировать, когда все закончится. 2. Решение провести олимпиаду в распределенном формате и в 1 тур для многих гуманитарных предметов (вместо 2-3) вызвало достаточно неоднозначную реакцию со стороны общественности. Это могло бы нанести очень большой вред всей системе олимпиад, поставить под сомнение те ценности, которые закладывались в нее.
Но также есть и спорные моменты: 1. Несогласованность действий. Минпросвещение решило не ставить в известность никого (и даже минобрнауки). Кажется, принимать такое решение стоило после моделирования ситуации с приемом и четкого понимания, какие решения предстоит принять из-за роста кол-ва поступающих в этом году дипломантов. 2. Попытка пойти по самому простому пути. Лишать 9-10 классы возможности принять участие в олимпиаде в этом году, на мой взгляд, не совсем правильное решение.
С учетом того, что текущие НПА содержат изменения лишь в отношении 11 класса, следует предложить Минпросвещения варианты проведения заключительного этапа для 9-10 классов в альтернативное время, например, этой осенью.
m.cherepovsky пишет: Отчасти можно поддержать решение Минпросвещения по нескольким причинам: 1. Ситуация распространения вируса непредсказуемая, сложно прогнозировать, когда все закончится. 2. Решение провести олимпиаду в распределенном формате и в 1 тур для многих гуманитарных предметов (вместо 2-3) вызвало достаточно неоднозначную реакцию со стороны общественности. Это могло бы нанести очень большой вред всей системе олимпиад, поставить под сомнение те ценности, которые закладывались в нее.
Но также есть и спорные моменты: 1. Несогласованность действий. Минпросвещение решило не ставить в известность никого (и даже минобрнауки). Кажется, принимать такое решение стоило после моделирования ситуации с приемом и четкого понимания, какие решения предстоит принять из-за роста кол-ва поступающих в этом году дипломантов. 2. Попытка пойти по самому простому пути. Лишать 9-10 классы возможности принять участие в олимпиаде в этом году, на мой взгляд, не совсем правильное решение.
С учетом того, что текущие НПА содержат изменения лишь в отношении 11 класса, следует предложить Минпросвещения варианты проведения заключительного этапа для 9-10 классов в альтернативное время, например, этой осенью.