Педагогическое взаимодействие при использовании информационных образовательных технологий в вузе

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Кречетников Константин Геннадьевич, доктор педагогических наук, профессор
филиал ВУНЦ ВМФ «ВМА» (г. Владивосток)
Рассматриваются вопросы трансформации роли преподавателя при использовании информационных технологий в образовательном процессе вуза.

Взаимодействие – одна из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга и на другие объекты [1]. Учебное взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – обучающегося – обучающего, выступающих в позиции субъектов.

Педагогическое взаимодействие – систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий преподавателя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны обучающегося. Социально-психологический стержень педагогического взаимодействия – профессионально-педагогическое общение – обмен информацией, межличностное познание, организация и регуляция взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств; педагог выступает здесь как активатор и организатор этого процесса [2].

Для создания ситуаций взаимодействия проектируются условия, способствующие:

– активному включению всех участников образовательного процесса в обсуждение и принятие решений на различных этапах организации взаимодействия (дискуссии);

– исследовательской позиции всех субъектов образования (совместные исследования);

– объективации поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи (квазипрофессиональная деятельность);

– партнёрскому общению, что означает принятие ценности
личности каждого, его мнения, интересов, особенностей (взаимовлияние).

Вышеперечисленные условия могут быть созданы при использовании информационных образовательных технологий. При этом взаимодействие опосредуется, как и вся познавательная деятельность, средствами информационных образовательных технологий.

Основные функции педагога, которые могут принять на себя информационные технологии [3]:

  • предъявление учебной информации;
  • информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
  • моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов;
  • производство измерений с помощью ЭВМ; имитация средств измерения и выполнение рутинной части обработки результатов измерений;
  • обеспечение различных игровых форм занятий;
  • тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;
  • контроль и оценка знаний и умений.

На долю преподавателя остается:

  • постановка учебных задач;
  • создание интенсивно-структурированного, легко воспринимаемого и интерактивно-удобного знания;
  • общее управление процессом взаимодействия между обучающимися и усваиваемым им знанием;
  • обсуждение проблем (ведение дискуссий);
  • организация творческого процесса;
  • мотивирование и стимулирование учебной деятельности;
  • оказание помощи обучающимся (там, где помощи компьютера недостаточно);
  • анализ хода занятий и подведение итогов.

Ключевым звеном взаимодействия является преподаватель – носитель предметных знаний, опыта, обладатель педагогического и профессионального мастерства.

Список использованных источников
  1. 1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 1999. – 360 с. 2. Кан-Калик, В.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования / В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1985, № 4. 3. Кречетников, К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе / К.Г. Кречетников. – М.: Изд-во Госкоорцентр, 2002. – 296 с.
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Педагогическое взаимодействие, профессионально-педагогическое общение, информационные образовательные технологии, функции педагога