Взаимосвязь производительности труда и инвестиций в ИТ (на основе исследований McKinsey Global Institute “US Productivity Growth”, “US Productivity After the Dot Com Bust”)
Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)Бурный и всепроникающий рост цифровых технологий, феномен «новой экономики» заставляет задуматься об их влиянии на разные аспекты жизни, включая сферу образования.
Доклад посвящен взаимосвязи производительности труда и инвестиций в ИТ в различных секторах экономики (на основе 5-летнего исследования американской экономики US Productivity Growth и US Productivity After the Dot Com Bust McKinsey Global Institute). Первый доклад был издан в октябре 2001 года и является результатом годовой работы, проводившейся с участием комиссии экспертов, возглавляемой нобелевским лауреатом Робертом Солоу. Второй доклад был издан в декабре 2005 года.
Исследователей интересовало:
- что вызвало ускорение роста производительности труда в США с 1995 года и какими факторами обусловлено это ускорение - структурными или циклическими. Действие этих групп факторов качественно различается: первые создают изменения долгосрочного характера, вторые - изменения временные, преходящие;
- какова роль информационных технологий в ускорении роста производительности труда.
Парадокс Солоу. Шесть отраслей - лидеров по росту производительности труда, при росте инвестиций в ИТ: розничная торговля, оптовая торговля, торговля ценными бумагами, производство полупроводников, компьютеров, телекоммуникации.
РОЛЬ ИТ
Характеризуя в целом значение информационных технологий в общем повышении роста производительности, можно выделить два основных момента:
Из шести перечисленных выше отраслей, которые показали увеличение темпов роста производительности, три отрасли являются информационно-технологическими - это полупроводники, производство компьютеров и телекоммуникации. Вместе они производят только 5% ВВП и составляют всего 4% от общей занятости, но при этом внесли 29% в общее увеличение роста производительности труда.
Проблема взаимосвязи использования ИТ и роста производительности дополняется двумя особенностями, выясненными в ходе исследования компании McKinsey:
Вклад вышеперечисленных шести секторов в общее увеличение насыщенности информационными технологиями составил 38%.
Еще 62% пришлось на оставшиеся 53 отрасли, которые в совокупности не внесли практически никакого вклада в увеличение роста производительности.
Практические выводы для экономики России и сферы образования, в частности.
Примеры инвестиции в ИТ в российском образовании:
1. сфера управления (электронный журнал, система управления учебным заведением и др.);
2. образовательные технологии (ТСО, интерактивные доски, системы компьютерного моделирования, дистанционное обучение и др.);
3. системы контроля знаний;
4. СПО и др.
Проблемы и возможные решения в сфере ИТ в российском образовании- US Productivity Growth, McKinsey Global Institute, http://www.mckinsey.com/insights/mgi/research/productivity_competitiveness_and_growth
- US Productivity After the Dot Com Bust, http://www.mckinsey.com/insights/mgi/research/productivity_competitiveness_and_growth
Тип выступления | Устное выступление |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | инвестиции в ИТ производительность труда структурные факторы циклические факторы образовательные технологии системы контроля знаний СПО |
|