Взаимосвязь производительности труда и инвестиций в ИТ (на основе исследований McKinsey Global Institute “US Productivity Growth”, “US Productivity After the Dot Com Bust”)

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Мирюков Анатолий Анатольевич, кандидат технических наук
ГОУ ВПО Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики
Доклад посвящен взаимосвязи производительности труда и инвестиций в ИТ в различных секторах экономики. Примеры инвестиции в ИТ в российском образовании. Проблемы и возможные решения в сфере ИТ в российском образовании.
"Везде видны признаки наступления компьютерной эпохи, кроме статистики производительности". Парадокс Роберта Солоу (он же - компьютерный парадокс), 1987 г.

Бурный и всепроникающий рост цифровых технологий, феномен «новой экономики» заставляет задуматься об их влиянии на разные аспекты жизни, включая сферу образования.

Доклад посвящен взаимосвязи производительности труда и инвестиций в ИТ в различных секторах экономики (на основе 5-летнего исследования американской экономики US Productivity Growth и US Productivity After the Dot Com Bust McKinsey Global Institute). Первый доклад был издан в октябре 2001 года и является результатом годовой работы, проводившейся с участием комиссии экспертов, возглавляемой нобелевским лауреатом Робертом Солоу. Второй доклад был издан в декабре 2005 года.

Исследователей интересовало:

- что вызвало ускорение роста производительности труда в США с 1995 года и какими факторами обусловлено это ускорение - структурными или циклическими. Действие этих групп факторов качественно различается: первые создают изменения долгосрочного характера, вторые - изменения временные, преходящие;

- какова роль информационных технологий в ускорении роста производительности труда.

Парадокс Солоу. Шесть отраслей - лидеров по росту производительности труда, при росте инвестиций в ИТ: розничная торговля, оптовая торговля, торговля ценными бумагами, производство полупроводников, компьютеров, телекоммуникации.

РОЛЬ ИТ

Характеризуя в целом значение информационных технологий в общем повышении роста производительности, можно выделить два основных момента:

Из шести перечисленных выше отраслей, которые показали увеличение темпов роста производительности, три отрасли являются информационно-технологическими - это полупроводники, производство компьютеров и телекоммуникации. Вместе они производят только 5% ВВП и составляют всего 4% от общей занятости, но при этом внесли 29% в общее увеличение роста производительности труда.

Проблема взаимосвязи использования ИТ и роста производительности дополняется двумя особенностями, выясненными в ходе исследования компании McKinsey:

Вклад вышеперечисленных шести секторов в общее увеличение насыщенности информационными технологиями составил 38%.

Еще 62% пришлось на оставшиеся 53 отрасли, которые в совокупности не внесли практически никакого вклада в увеличение роста производительности.

Практические выводы для экономики России и сферы образования, в частности.

Примеры инвестиции в ИТ в российском образовании:

1. сфера управления (электронный журнал, система управления учебным заведением и др.);

2. образовательные технологии (ТСО, интерактивные доски, системы компьютерного моделирования, дистанционное обучение и др.);

3. системы контроля знаний;

4. СПО и др.

Проблемы и возможные решения в сфере ИТ в российском образовании
Список использованных источников
  1. US Productivity Growth, McKinsey Global Institute, http://www.mckinsey.com/insights/mgi/research/productivity_competitiveness_and_growth
  2. US Productivity After the Dot Com Bust, http://www.mckinsey.com/insights/mgi/research/productivity_competitiveness_and_growth
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  инвестиции в ИТ производительность труда структурные факторы циклические факторы образовательные технологии системы контроля знаний СПО