Организация внеурочной деятельности в школе с целью разработки проектов для проведения уроков

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


МБОУ "СОШ №42"
Время шагает вперёд. Теперь преподаватель может сэкономить огромное количество времени на подготовку "мультимедийно-интерактивного" урока. IT- профессионалы совместно с профессионалами - педагогами разрабатывают полноценные коллекции электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для всех ступеней образования: дошкольного, среднего, среднеспециального, высшего. Задача преподавателя - предметника теперь сводится к тому, чтобы изучить имеющиеся коллекции ресурсов по своему предмету "распределить" их в своём тематическом плане, научиться "технически" их использовать, обучить детей правильному использованию данных информационных ресурсов. Однако не всегда коллекции содержат именно тот продукт, который требуется преподавателю. Для разработки проектов можно организовать в школе постоянно действующую лабораторию, в которой учащиеся под руководством тьютера (тьютеров: учителей, студентов ИТ-шников) выполняют на заказ проекты для учителей.

 

Во время урока преподавателю надо сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, создать ситуацию успеха. Как здесь можно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы? Используя компьютер, мы  создаем свои наглядные пособия, презентации, компьютерные тесты. 

Время шагает вперёд. Теперь преподаватель может сэкономить огромное количество времени на подготовку "мультимедийно-интерактивного" урока. IT- профессионалы совместно с профессионалами - педагогами разрабатывают полноценные коллекции электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для всех ступеней образования: дошкольного, среднего, среднеспециального, высшего. Задача преподавателя - предметника теперь сводится к тому, чтобы изучить имеющиеся коллекции ресурсов по своему предмету "распределить" их в своём тематическом плане, научиться  "технически" их использовать, обучить детей правильному использованию данных информационных ресурсов.

       Примеры использования презентаций на уроках:

- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

- Работа с устными упражнениями.

- Использование презентации при повторении пройденного материала.

- Демонстрация условия и решения задачи. 

- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

- Проведение тестов.

- Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.

- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

- Внеклассная работа: игры, турниры, вечера.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

Однако не всегда коллекции содержат именно тот продукт, который требуется преподавателю. Для разработки проектов можно организовать в школе постоянно действующую лабораторию, в которой учащиеся под руководством тьютера (тьютеров: учителей, студентов ИТ-шников) выполняют на заказ проекты для учителей.

Организация такой лаборатории выполняет одновременно несколько целей:

1) Более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике. Формирование  у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

2) Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие  творческой активности школьников.

3) Вытеснение из области интересов учащихся компьютерных игр и замену их на другой вид деятельности.

4) Достижение метапредметных результатов и УУД.

Задачи:

- обеспечить  овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение  информационных технологий;

-развивать у учащихся знания и умения, необходимые для использования компьютерных систем коллективного планирования;

-формирование  у  учащихся начальных навыков применения информационных  технологий для решения задач обучения и развития;

Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:

·         деловитости;

·         предприимчивости;

·         ответственности.

·         воспитание социально-коммуникативной компетентности.

Школьный предмет информатика дает необходимое, но недостаточное для детей среднего и старшего возраста количества знаний  по наглядному представлению информации в компьютерном варианте. В то же время процесс составления ярких презентаций, слайд фильмов процесс творческий и интересный.

Другие ребята могут заняться изготовлением тестов (материалы, конечно, готовит учитель) или создать анимацию. На первом занятии определяются творческие интересы учащегося. То есть лаборатория может делиться на секции: презентации, программирование, моделирование, тестирование.

При составлении теста учащиеся должны не только владеть основными знаниями и умениями по информатике, но и предусмотреть наиболее вероятные ошибки по другому предмету, которые можно допустить при выполнении теста, а также знать работу электронных таблиц. Выполняя такой тест, тестируемый сразу может узнать свою оценку, а также увидеть вопросы, в которых он допустил ошибки. Ребята могут технически составить (имея материал, подготовленный учителем) тесты, откорректировать их, учитывая мнения тестируемых.

 Я не считаю, что тестирование может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет:
1)  более рационально использовать время урока;
2)  охватить больший объем содержания;
3)  быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
4)  сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
5)  обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всей группы и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уро­ку;
6)  во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оце­нок.

Наиболее удачная форма организации труда –  выполнение работы в мини-группе.  В течение  года –  защита  проектов, выставка работ учащихся.

Важно научить школьников создавать программные продукты с удобным интерфейсом и эстетичным оформлением.

Каждый учитель-предметник, заказавший проект вручает коллективу разработчиков сертификат.

Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Наличие кабинета для лаборатории.
  2. Наличие индивидуальных  компьютеров (а еще лучше ноутбуки) для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
  3. Программное обеспечение.
  4. Возможность выхода в Интернет.
  5. Наличие тьютеров (учителей, владеющих одновременно ИТ-технологиями и методом проектов; студентов практикантов (программистов))
  6. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы (например, требования к проекту).

Предмет деятельности лаборатории -  создаваемый материальный продукт,  знания,  умения и навыки.

Критерии оценки проектов: оригинальность; доступность; надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоёмкость.

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, умение ставить цель, составлять и реализовать план, сопоставлять цель и результат.

Убеждена, что проектная деятельность - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Эти трудности и решает систематически действующая творческая лаборатория.

Список использованных источников
  1. 1. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование.- 2000.- № 7.-С. 151-157.
  2. 2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 80с.
  3. 3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. – 1995. - № 6. - С. 39-47.
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  Внеурочная деятельность, тьютер, метод проектов, сотрудничество