Оценка уровня подготовки специалистов при повышении квалификации в системе дополнительного профессионального образования
Гущина Л.С.,
ЯрИПК.
Качество образования чаще всего понимается как некая мера соответствия получаемых в образовании результатов и предъявляемых к ним требований. Но в том, откуда берутся требования, с которыми следует соотносить результаты при их оценке, каковы они и каковы интегральные характеристики качества образования, обнаруживаются принципиально разные позиции.
Можно выделить следующие подходы к оценке качества образования:
- По восприятию. "Качество сразу видно", так сказать, на интуитивном уровне, его можно определить на взгляд и т.п. Качество образовательной услуги часто может оценить только человек, например по эмоциям, которые возникают при ее получении.
- С ориентацией на превосходные характеристики образования. Качество обучения закладывается на этапе разработки программ и его можно измерить контролируя характеристики уровня подготовки.
- С точки зрения производства. Здесь главное - соблюдение требований нормативной документации. Для достижения качества обучения достаточно выполнить все операции без дефектов.
- С точки зрения конечного потребителя. За критерий качества принимается степень удовлетворения потребностей потребителя, как она определяется - неизвестно. Кроме того, в качестве потребителя в системе ДПО выступают и сами слушатели, и направившие на учебы организации, При этом потребности этих двух категорий потребителей могут не совпадать.
- С точки зрения ценности. Потребитель должен получить наибольшую пользу от израсходованных средств. Здесь затраты (денег, времени, сил и пр.) выступают как один из важных факторов качества при учете мнения потребителя. Но, очевидно, в случае монополизма или отсутствия эффективной цивилизованной конкуренции затраты не однозначно характеризуют качество обучения.
- С точки зрения деятельностного подхода. Интегральный критерий качества профессионального образования с точки зрения деятельностного подхода можно определить как уровень способности человека к самореализации в трудовой деятельности.
Этот интегральный критерий может определяться как синтез трех других критериев:
- Уровень способности к профессиональной деятельности.
- Уровень способности к инновационной деятельности.
- Уровень способности к саморазвитию.
Анализ показывает, что практически ни один из этих подходов не может быть доминирующим при оценке качества дополнительных образовательных услуг, и только совокупное использование всех подходов позволяет достаточно полно охарактеризовать его.
Анализ мировых подходов к оценке качества образования позволяет сделать вывод об определенном единстве требований, но в то же время и об их существенных различиях, отражающих специфику образовательных систем, а также статуса и организации образовательных учреждений.
Основными характеристиками, включаемыми в такие оценки, являются: миссия, политика развития, стратегия и целевые установки образовательного учреждения; процедуры отбора слушателей; ограничение численности группы; характер программ обучения; содержание программ; методы преподавания; связь программ с практикой; обеспечение библиотечными фондами и компьютерами; состав преподавателей; участие ППС в научно-исследовательской деятельности; ресурсное обеспечение учебного процесса; подтверждение статуса программ, установленного при официальной первичной их аккредитация каким-либо государственным органом; самостоятельность влияния учебного заведения на содержание программ и процедур их осуществления.
В настоящее время все большую популярность в западных странах приобретает концепция стандартизации образовательной деятельности, суть которой в ориентации на лучшую практику, которая на данный момент достигнута лидерами в соответствующей области деятельности. Этот подход обеспечивает гибкость, преодоление статичности стандартов и медлительности в пересмотре их из-за консерватизма взглядов и бюрократических проволочек, что может быть губительным в условиях быстрого развития и острой рыночной конкуренции. Сама идея стандартизации приобретает в этом случае реалистичность и операционность, столь необходимую для деятельности образовательных учреждений ДПО в условиях рыночной экономики.
Для оценки качества деятельности образовательных учреждений на основе компромисса различного рода национальных моделей оценки в 1996 году была разработана так называемая динамическая модель EQUAL. Операционное значение этой модели состоит в том, что она используется в Руководстве по самооценке образовательных учреждений, которые претендуют на получение европейской аккредитации своих программ.
Данная модель основана на пяти основных предпосылках:
- рассмотрение в качестве объекта оценки образовательных учреждений, а не программ обучения;
- вовлечение соответствующих национальных органов в процесс оценки через привлечение пользующихся их доверием экспертов;
- использование методологии, основанной на формулировке миссии образовательных учреждений в сопоставлении их практики с опытом передовых школ бизнеса вместо установления жестких стандартов и сравнения практики с этими стандартами;
- способность обеспечить гибкость в методологии оценки для того, чтобы охватить все разнообразие управленческого образования;
- включение европейского и международного аспектов в качестве интегрирующей основы для различных аспектов оценки.
Этот подход основан на рассмотрении процесса оценки качества как непрерывного процесса улучшения деятельности образовательного учреждения, что соответствует современным взглядам менеджмента вообще и менеджмента качества в частности.
Государственная Российская система оценки качества дополнительного профессионального образования основывается на выполнении ряда требований, среди которых основными являются требования:
- к государственным образовательным учреждениям ДПО;
- к профессорско-преподавательскому составу государственных учреждений ДПО;
- к учебно-методическому обеспечению образовательных программ в государственных учреждениях ДПО;
- к профессиональным и квалификационным характеристикам слушателей государственных учреждений ДПО.
Она должна гарантировать получение образования с установленным государством уровнем качества, подтверждаемым выдачей выпускникам государственных документов о дополнительном профессиональном образовании.
Главное в рассмотренных подходах к оценкам качества образования и образовательных учреждений - сопоставимость оценки. Следование таким концепциям в оценке качества обучения (в том числе повышения квалификации) - это философия тех, кто ставит задачу находиться в группе лидеров и нацелен на постоянное совершенствование качества и победу в конкуренции, хотя бы на некоторых направлениях. Это в определённом смысле абсолютные оценки качества образования. Они ориентированы на применение для сравнения различных образовательных учреждений, для сравнения специалистов, подготовленных в различных условиях, а также полезны для аккредитации.
В новых условиях к обучению управленческого персонала в системе ДПО предъявляются новые требования. Такими требованиями обычно выступают: поступательность, гибкость и целенаправленность обучения, доступность материала и последовательность его усложнения. Специальными требованиями для обучения могут быть: ориентация на понимание, решение практических профессиональных задач, использование опыта слушателей, поддержка их заинтересованности, полноценное обеспечение учебно-методическими средствами, широкое использование в обучении информационно-коммуникативных технологий, интенсифицирующих методов и форм обучения, средств вычислительной техники, нетрадиционных методов контроля знаний и управления учебным процессом.
Задачи обучения в ДПО имеют свою специфичность, которая отличает систему ДПО от высшей школы в традиционном её понимании. Эта специфика обусловлена многими факторами, в том числе:
- необходимостью получения конкретных знаний, умений, навыков по основному месту работы,
- осознанным желанием получения этих знаний,
- получением новых знаний в области своей профессиональной деятельности, где обучающийся уже достиг, как правило, определённого достаточно высокого уровня,
- возрастными особенностями обучения,
- и другими особенностями.
Для повышения качества подготовки в отдельном образовательном учреждении системы ДПО рассмотренные абсолютные оценки избыточны. Для решения стоящих задач можно применять относительные оценки, характеризующие улучшение подготовки специалиста в процессе реализации образовательных услуг в системе повышения квалификации. Такие оценки должны позволять управлять процессом обучения в отдельном образовательном учреждении для удовлетворения потребностей заинтересованных сторон. Задачей управления обучением при повышении квалификации в ДПО в этом случае должен являться наилучший в определённом смысле переход из начального уровня подготовки слушателей в заданный конечный, соответствующий требованиям конкретного заказчика (т.к. повышение квалификации проходит по конкретному заданию клиента) с учетом законодательных требований, нормативных актов, временных, финансовых и других ограничений. Для этого оценки качества подготовки прежде всего должны быть количественными.
Продолжение см. в полном тексте доклада.
Полный текст доклада в формате MSWord...
zip-архив полного текста доклада...
Обсудить на форуме...
|