home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2003 ]

 
Конференция

О конференции

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Доклады

Участники

Фоторепортаж

Контакты
Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

При поддержке

ABBYY


CiiP

Cisco

IBM

IT

Microsoft

Sun

Орг. поддержка






Оценка уровня подготовки специалистов при повышении квалификации в системе дополнительного профессионального образования

Гущина Л.С.,
ЯрИПК.

Качество образования чаще всего понимается как некая мера соответствия получаемых в образовании результатов и предъявляемых к ним требований. Но в том, откуда берутся требования, с которыми следует соотносить результаты при их оценке, каковы они и каковы интегральные характеристики качества образования, обнаруживаются принципиально разные позиции.

Можно выделить следующие подходы к оценке качества образования:

  1. По восприятию. "Качество сразу видно", так сказать, на интуитивном уровне, его можно определить на взгляд и т.п. Качество образовательной услуги часто может оценить только человек, например по эмоциям, которые возникают при ее получении.
  2. С ориентацией на превосходные характеристики образования. Качество обучения закладывается на этапе разработки программ и его можно измерить контролируя характеристики уровня подготовки.
  3. С точки зрения производства. Здесь главное - соблюдение требований нормативной документации. Для достижения качества обучения достаточно выполнить все операции без дефектов.
  4. С точки зрения конечного потребителя. За критерий качества принимается степень удовлетворения потребностей потребителя, как она определяется - неизвестно. Кроме того, в качестве потребителя в системе ДПО выступают и сами слушатели, и направившие на учебы организации, При этом потребности этих двух категорий потребителей могут не совпадать.
  5. С точки зрения ценности. Потребитель должен получить наибольшую пользу от израсходованных средств. Здесь затраты (денег, времени, сил и пр.) выступают как один из важных факторов качества при учете мнения потребителя. Но, очевидно, в случае монополизма или отсутствия эффективной цивилизованной конкуренции затраты не однозначно характеризуют качество обучения.
  6. С точки зрения деятельностного подхода. Интегральный критерий качества профессионального образования с точки зрения деятельностного подхода можно определить как уровень способности человека к самореализации в трудовой деятельности.

Этот интегральный критерий может определяться как синтез трех других критериев:

  1. Уровень способности к профессиональной деятельности.
  2. Уровень способности к инновационной деятельности.
  3. Уровень способности к саморазвитию.

Анализ показывает, что практически ни один из этих подходов не может быть доминирующим при оценке качества дополнительных образовательных услуг, и только совокупное использование всех подходов позволяет достаточно полно охарактеризовать его.

Анализ мировых подходов к оценке качества образования позволяет сделать вывод об определенном единстве требований, но в то же время и об их существенных различиях, отражающих специфику образовательных систем, а также статуса и организации образовательных учреждений.

Основными характеристиками, включаемыми в такие оценки, являются: миссия, политика развития, стратегия и целевые установки образовательного учреждения; процедуры отбора слушателей; ограничение численности группы; характер программ обучения; содержание программ; методы преподавания; связь программ с практикой; обеспечение библиотечными фондами и компьютерами; состав преподавателей; участие ППС в научно-исследовательской деятельности; ресурсное обеспечение учебного процесса; подтверждение статуса программ, установленного при официальной первичной их аккредитация каким-либо государственным органом; самостоятельность влияния учебного заведения на содержание программ и процедур их осуществления.

В настоящее время все большую популярность в западных странах приобретает концепция стандартизации образовательной деятельности, суть которой в ориентации на лучшую практику, которая на данный момент достигнута лидерами в соответствующей области деятельности. Этот подход обеспечивает гибкость, преодоление статичности стандартов и медлительности в пересмотре их из-за консерватизма взглядов и бюрократических проволочек, что может быть губительным в условиях быстрого развития и острой рыночной конкуренции. Сама идея стандартизации приобретает в этом случае реалистичность и операционность, столь необходимую для деятельности образовательных учреждений ДПО в условиях рыночной экономики.

Для оценки качества деятельности образовательных учреждений на основе компромисса различного рода национальных моделей оценки в 1996 году была разработана так называемая динамическая модель EQUAL. Операционное значение этой модели состоит в том, что она используется в Руководстве по самооценке образовательных учреждений, которые претендуют на получение европейской аккредитации своих программ.

Данная модель основана на пяти основных предпосылках:

  • рассмотрение в качестве объекта оценки образовательных учреждений, а не программ обучения;
  • вовлечение соответствующих национальных органов в процесс оценки через привлечение пользующихся их доверием экспертов;
  • использование методологии, основанной на формулировке миссии образовательных учреждений в сопоставлении их практики с опытом передовых школ бизнеса вместо установления жестких стандартов и сравнения практики с этими стандартами;
  • способность обеспечить гибкость в методологии оценки для того, чтобы охватить все разнообразие управленческого образования;
  • включение европейского и международного аспектов в качестве интегрирующей основы для различных аспектов оценки.

Этот подход основан на рассмотрении процесса оценки качества как непрерывного процесса улучшения деятельности образовательного учреждения, что соответствует современным взглядам менеджмента вообще и менеджмента качества в частности.

Государственная Российская система оценки качества дополнительного профессионального образования основывается на выполнении ряда требований, среди которых основными являются требования:

  • к государственным образовательным учреждениям ДПО;
  • к профессорско-преподавательскому составу государственных учреждений ДПО;
  • к учебно-методическому обеспечению образовательных программ в государственных учреждениях ДПО;
  • к профессиональным и квалификационным характеристикам слушателей государственных учреждений ДПО.

Она должна гарантировать получение образования с установленным государством уровнем качества, подтверждаемым выдачей выпускникам государственных документов о дополнительном профессиональном образовании.

Главное в рассмотренных подходах к оценкам качества образования и образовательных учреждений - сопоставимость оценки. Следование таким концепциям в оценке качества обучения (в том числе повышения квалификации) - это философия тех, кто ставит задачу находиться в группе лидеров и нацелен на постоянное совершенствование качества и победу в конкуренции, хотя бы на некоторых направлениях. Это в определённом смысле абсолютные оценки качества образования. Они ориентированы на применение для сравнения различных образовательных учреждений, для сравнения специалистов, подготовленных в различных условиях, а также полезны для аккредитации.

В новых условиях к обучению управленческого персонала в системе ДПО предъявляются новые требования. Такими требованиями обычно выступают: поступательность, гибкость и целенаправленность обучения, доступность материала и последовательность его усложнения. Специальными требованиями для обучения могут быть: ориентация на понимание, решение практических профессиональных задач, использование опыта слушателей, поддержка их заинтересованности, полноценное обеспечение учебно-методическими средствами, широкое использование в обучении информационно-коммуникативных технологий, интенсифицирующих методов и форм обучения, средств вычислительной техники, нетрадиционных методов контроля знаний и управления учебным процессом.

Задачи обучения в ДПО имеют свою специфичность, которая отличает систему ДПО от высшей школы в традиционном её понимании. Эта специфика обусловлена многими факторами, в том числе:

  • необходимостью получения конкретных знаний, умений, навыков по основному месту работы,
  • осознанным желанием получения этих знаний,
  • получением новых знаний в области своей профессиональной деятельности, где обучающийся уже достиг, как правило, определённого достаточно высокого уровня,
  • возрастными особенностями обучения,
  • и другими особенностями.

Для повышения качества подготовки в отдельном образовательном учреждении системы ДПО рассмотренные абсолютные оценки избыточны. Для решения стоящих задач можно применять относительные оценки, характеризующие улучшение подготовки специалиста в процессе реализации образовательных услуг в системе повышения квалификации. Такие оценки должны позволять управлять процессом обучения в отдельном образовательном учреждении для удовлетворения потребностей заинтересованных сторон. Задачей управления обучением при повышении квалификации в ДПО в этом случае должен являться наилучший в определённом смысле переход из начального уровня подготовки слушателей в заданный конечный, соответствующий требованиям конкретного заказчика (т.к. повышение квалификации проходит по конкретному заданию клиента) с учетом законодательных требований, нормативных актов, временных, финансовых и других ограничений. Для этого оценки качества подготовки прежде всего должны быть количественными.

Продолжение см. в полном тексте доклада.

Полный текст доклада в формате MSWord...
zip-архив полного текста доклада...
Обсудить на форуме...

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga