home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Специалист по информационным системам - профстандарт отрасли

Буравлева Елена Вадимовна, (bure@1c.ru),
Фирма "1С"

При выборе информационной системы для решения той или иной бизнес-задачи каждое предприятие, будь то небольшая компания или крупный холдинг, учитывает ряд факторов:

  1. Особенности задачи, решаемой с помощью ИС.
    Уникальной или достаточно типовой является эта задача? В современных условиях к уникальным разработкам, созданию ИС "с нуля", прибегают обычно только в том случае, когда автоматизировать нужно бизнес-процессы, содержащие ноу-хау компании, обеспечивающие ей основное конкурентное преимущество на рынке. Задачи автоматизации учета финансово-хозяйственной деятельности, процессов производства и реализации выгоднее решать с помощью типовых или отраслевых ИС, как экономически, так и с точки зрения скорости их внедрения. При необходимости эти ИС можно достаточно быстро "донастроить" под требования конкретной компании, да и стоит это гораздо дешевле, чем разработка " с нуля". Еще один важный аспект - очень часто крупная компания с точки зрения автоматизируемых задач является совокупностью малых и средних организационных единиц с типовыми задачами, для решения которых оптимальным выбором является типовое или отраслевое решение.
  2. Особенности бизнеса компании. Бизнес стабилен или находится в стадии динамичного развития? Факт стремительного развития бизнеса компании, будь то крупный холдинг в стадии консолидации, или быстрорастущее предприятие малого или среднего бизнеса, при выборе ИС будет "работать" в сторону предпочтения типового решения, т.к. это вопрос инвестиций компании.
  3. Особенности рынка, на котором работает компания. Насколько сильна конкуренция в "нашем" секторе рынка? Чем сильнее конкуренция на "поле действия" компании, тем больше уклон в сторону выбора типовых и отраслевых решений. Возможно, что для удержания своих позиций на рынке компании придется, как минимум, поменять некоторые свои бизнес-процессы, а то и диверсифицировать бизнес. В условиях гонки просто нет времени на дорогостоящую разработку ИС "с нуля", как нет и особого в этом смысла - эта ИС может устареть, не успев родиться.

Как показывает практика, сегодня все больше компаний отдают предпочтение типовым и отраслевым решениям, и эта тенденция усиливается - решения, которые еще не так давно были уникальными, становятся типовыми.

Внедрение типовой или отраслевой ИС у компании-заказчика предъявляет особые требования к специалистам, этим внедрением занимающимся. Зачастую для проведения работ достаточно небольшой группы специалистов (1-3 человека). При этом перечень задач, которые необходимо решить, сопоставим с задачами полномасштабного комплексного проекта.

В связи с этим особенно остро ощущается нехватка на рынке труда специалистов, обладающих совокупностью необходимых знаний и умений, способных перевести бизнес-задачи предприятия в требования к информационной системе, а также провести доработку системы под потребности предприятия и ее ввод в действие. По сути, возникает спрос на новую профессию: "универсального солдата", способного самостоятельно или с небольшой командой полностью провести проект по автоматизации, от прояснения потребностей предприятия и до внедрения информационной системы с последующим сопровождением.

В настоящее время идет проект разработки профессиональных стандартов для отрасли информационных технологий. Проект осуществляется по инициативе Совета по ИТ при Министре информационных технологий и связи Л. Д.Реймане и при организационном содействии АП КИТ.

Фирма "1С" принимает активное участие в разработке профстандартов. Мы надеемся, что профессиональные стандарты послужат хорошей основой для разработки государственных образовательных стандартов.

Профстандарты описывают должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации в соответствии с квалификационными уровнями. Всего на данный момент в разработке находится 12 профстандартов (по 12 профессиям).

Профессиональные стандарты уникальны для каждой страны. Например, профессия специалист по информационным системам, не имеющая аналогов в США, - одна из наиболее востребованных профессий на отечественном рынке труда.

Профессия "Специалист по информационным системам" призвана объединить в себе уникальные характеристики. По сути, в рамках этой профессии специалист должен работать на стыке нескольких областей:

  1. Область функционирования бизнеса заказчика;
  2. ИТ область;
  3. Область группового и межличностного взаимодействия (как с заказчиком, так и со своей командой);
  4. Область управления проектами внедрения информационных систем.

Соответственно, данный специалист должен обладать специфическим набором профессиональных знаний и умений, которые условно можно разделить на следующие группы:

  1. Общее понимание того, как функционирует компания на рынке;
  2. Понимание специфики конкретной отрасли и бизнеса заказчика;
  3. Понимание специфики бизнес-задач заказчика и умение переводить это в требования к информационной системе;
  4. Знание и умение применять стандарты и технологии автоматизации;
  5. Умение проводить адаптацию информационной системы в соответствии с задачами заказчика;
  6. Знания и умения в области проектной деятельности (организация своей работы в рамках проекта и управление проектом для обеспечения качественного выполнения работ);
  7. Знание и умение взаимодействовать с заказчиком (как с индивидами, так и с закзачиком-компанией, с их интересами и потребностями, с одной стороны, и с бизнес-задачами - с другой).

Поскольку выполнение задач во всех этих областях с получением результата, отвечающего требованиям заказчика, требует наличия не только знаний, но и умения их применять, разработка профстандартов основывается на компетентностном подходе. Компетенция - это совокупность характеристик (знаний, умений, навыков, свойств личности), определяющих эффективное исполнение деятельности в определенной области. Основное требование к компетенции - она должна быть измерима, поэтому описывается в поведенческих проявлениях.

При разработке профстандарта использовались следующие группы компетенций:

  • Профессиональные знания и общие представления;
  • Профессиональные умения и навыки;
  • Свойства личности.

В докладе будут рассмотрены основные задачи специалиста по информационным системам и компетенции, которые легли в основу профстандарта.

На данный момент такие специалисты-универсалы уже крайне востребованы на рынке, и ситуация только обостряется. Формирование системы профстандартов в ИТ-области с последующим использованием их содержания в разработке образовательных стандартов третьего поколения, будут способствовать подготовке квалифицированных специалистов, удовлетворяющих потребностям рынка.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga