Разработка методики оценки качества подготовки выпускников, обучавшихся по специальностям в области информационных технологий, с использованием компетентностного подхода
Чаплыгин Ю.А., д.т.н., член-корр. РАН, ректор МИЭТ (gagar@orc.ru);
Поспелов А.С., д.ф-м.н., профессор, проректор по УР МИЭТ (gagar@orc.ru);
Гагарина Л.Г., д.т.н., профессор, заведующая кафедрой ИПОВС (gagar@orc.ru);
Кальней С.Г., к.ф.м-н., доцент, заведующий кафедрой ВМ-2 (gagar@orc.ru);
МИЭТ
Существующая в настоящее время оценка качества подготовки специалистов направлена на проверку наличия у выпускников знаний по отдельным предметам, изучаемым в рамках учебного плана, и умений по их применению в типовых предметных ситуациях. Вместе с тем, с точки зрения работодателя, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию выпускника, специалисту необходимы также такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Болонский процесс стимулировал те преобразования в сфере высшего образования России, которые стали характерными для европейского сообщества, в частности, освоение так называемого компетентностного подхода как проявления новой студентоцентрированной ориентации образовательного процесса
Компетентностный подход при оценке качества подготовки специалистов заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в производственном и научном сообществах. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний; компетенции, в свою очередь, представляют собой совокупность способностей реализации своего потенциала (знаний, умений, опыта) для успешной производственной и творческой деятельности с учетом понимания проблемы, представления прогнозируемых результатов, вскрытия причин, затрудняющих деятельность, предложения средств для устранения причин, осуществления необходимых действий и оценки прогнозируемых результатов.
В настоящее время в связи с либерализацией рынка высшего образования и появлением большого числа частных (коммерческих) вузов, основным инструментом, регулирующим и контролирующим эту систему, является государственная аккредитация. Существующая методика государственной аккредитации направлена на оценку качества учебного процесса с точки зрения получаемых студентами знаний по отдельным предметам и совершенно не затрагивает процесс формирования компетенций будущего выпускника. Вместе с тем качество подготовки выпускников связано со следующими производственными и социальными задачами (по видам циклов подготовки) его будущей производственной и/или научной деятельности:
- Техническая подготовка:
- высокий научный и технический уровень предприятий, на которых трудятся выпускники;
- короткие сроки адаптации выпускников на предприятиях;
- быстрое внедрение и освоение новой техники;
- гибкость мышления, быстрота перестройки производства;
- малые затраты на переподготовку
- Гуманитарная подготовка:
- умение работать в коллективе;
- правильное ведение документации;
- умение работать с потребителями;
- грамотное составление бизнес-планов;
- умение руководить;
- В. Языковая подготовка:
- умение работать с иностранной литературой;
- умение вести переговоры с иностранными партнерами;
- Физическая подготовка:
- способность концентрироваться для решения поставленных задач;
- обладать крепким здоровьем.
Кроме того:
- о качестве подготовки выпускников вспоминают, в основном, на заключительном этапе обучения, хотя оно (качество) напрямую связано и с более ранними стадиями: планированием, организацией исполнения, мотивацией;
- преподаватели вузов часто в полной мере не понимают, в чем нуждается современный работодатель и что означает его удовлетворенность результатами обучения; они не в полной мере понимают, что такое качество подготовки и каково его значение для достижения успеха;
- мотивация преподавателя к совершенствованию учебного процесса в силу объективных обстоятельств остается достаточно низкой;
- на недостатки качества подготовки выпускников обращают внимание только тогда, когда они становятся явными и очевидными;
- поставщики (преподаватели) свои проблемы качества передают через поставляемые продукты и услуги (выпускников) потребителю (работодателю);
- выпускники, как правило, ощущают недостаток обучения приемам качественной работы.
Для решения указанных проблем выпускников, в том числе и по специальностям в области информационных технологий, очевидно, необходима методика оценки качества их подготовки с использованиям компетентностного подхода, которая была разработана коллективом профессоров и преподавателей Московского Государственного института электронной техники (МИЭТ) в рамках госконтракта (работы) по проекту "Разработка методики оценки качества подготовки выпускников, обучавшихся по специальностям в области информационных технологий, с использованием компетентностного подхода, проводимому в рамках мероприятия 8 "Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций)" задачи II "Развитие системы обеспечения качества образования" Федеральной целевой Федеральной целевой программы развития образования на 2006г.
Объектом исследования в рамках заявленного проекта явилось содержательное наполнение учебного процесса образовательных учреждений в условиях применения компетентностного подхода по 18 направлениям и специальностям, в частности: 654600 (230100) Информатика и вычислительная техника; 220100 (230101) Вычислительные машины, комплексы, системы и сети; 220200 (230102) Автоматизированные системы обработки информации и управления; 220300 (23014) Системы автоматизированного проектирования; 220400 (230105) Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; 654700 (230200) Информационные системы; 071900 (230201) Информационные системы и технологии; 073700 (230202) Информационные технологии в образовании; 351400 (010502) Прикладная информатика по областям; 010400 Информационные технологии; 010401 Информационные технологии в дизайне; 010402 Информационные технологии в мединдустрии; 050202 Информатика; 080700 Бизнес-информатика; 080800 Прикладная информатика (по областям); 090102 Компьютерная безопасность; 090103 Организация и технология защиты информации; 090104 Комплексная защита объектов информатизации; 090105 Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
Для успешной реализации проекта были намечены следующие цели.
- Обеспечить соответствие подготовки выпускников IT-специальностей основным согласованным стандартам качества подготовки выпускников, подтвердить соответствие программ и степеней (бакалавров и магистров в контексте Болонского процесса) общепринятым основным характеристикам качества подготовки, таким образом способствуя их международному признанию.
- Разработать мероприятия по обеспечению качества подготовки выпускников IT-специальностей, придавая им большую независимость, опираясь на более объективные и основанные на внешних критериях стандарты с учетом компетентностного подхода.
В процессе работы над проектом проведены аналитические исследования методологии компетентностного подхода в образовании в историческом и когнитивном ракурсах. Осуществлен анализ предпочтений работодателей для формирования номенклатуры и состава тематических областей с применением методов математической статистики. Определены номенклатура и состав тематических областей и элементов структуры образовательных процессов по специальностям в области информационных технологий.
Разработаны принципы классификации содержания тематических областей и связей между ними, представлен перечень выработанных компетенций в составе регламентированных ключевых.
Сформирована структура оценочных материалов (КИМ) для контроля качества выпускников, обучающихся по специальностям в области информационных технологий. Предложены варианты КИМ с учетом результатов внешней экспертизы, текстологической, редакторской и корректорской правки, выверки варианта КИМ специалистом-работодателем в области информационных технологий из состава экспертной группы.
Разработаны методика и план проведения апробации на базе Московского института электронной техники, Московского института электронного машиностроения и Московского института радиоэлектроники и автоматики; представлены протоколы проведения апробации. Разработаны методические рекомендации по повышению качества подготовки студентов, обучающихся по специальностям в области информационных технологий на основе компетентностного подхода. Представлены методические рекомендации по организации системы развития ключевых компетенций специалистов в области информационных технологий.
В результате работы в рамках представленного проекта на основе разработанной методики в декабре 2006г. в МИЭТ была разработана программа и проведен двухдневный семинар (совещание) "Апробация разработанных КИМ для реализации методики оценки подготовки выпускников, обучавшихся по специальностям в области информационных технологий, с использованием компетентностного подхода"; подготовлен раздаточный материал в виде методических рекомендаций общим тиражом 60 экз. по вопросам применения разработанных и апробированных КИМ, примеры КИМ и сводные таблицы результатов апробации.
|