home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Разработка методики оценки качества подготовки выпускников, обучавшихся по специальностям в области информационных технологий, с использованием компетентностного подхода

Чаплыгин Ю.А.,
д.т.н., член-корр. РАН, ректор МИЭТ (gagar@orc.ru);

Поспелов А.С.,
д.ф-м.н., профессор, проректор по УР МИЭТ (gagar@orc.ru);

Гагарина Л.Г.,
д.т.н., профессор, заведующая кафедрой ИПОВС (gagar@orc.ru);

Кальней С.Г.,
к.ф.м-н., доцент, заведующий кафедрой ВМ-2 (gagar@orc.ru);

МИЭТ

Существующая в настоящее время оценка качества подготовки специалистов направлена на проверку наличия у выпускников знаний по отдельным предметам, изучаемым в рамках учебного плана, и умений по их применению в типовых предметных ситуациях. Вместе с тем, с точки зрения работодателя, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию выпускника, специалисту необходимы также такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Болонский процесс стимулировал те преобразования в сфере высшего образования России, которые стали характерными для европейского сообщества, в частности, освоение так называемого компетентностного подхода как проявления новой студентоцентрированной ориентации образовательного процесса

Компетентностный подход при оценке качества подготовки специалистов заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в производственном и научном сообществах. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний; компетенции, в свою очередь, представляют собой совокупность способностей реализации своего потенциала (знаний, умений, опыта) для успешной производственной и творческой деятельности с учетом понимания проблемы, представления прогнозируемых результатов, вскрытия причин, затрудняющих деятельность, предложения средств для устранения причин, осуществления необходимых действий и оценки прогнозируемых результатов.

В настоящее время в связи с либерализацией рынка высшего образования и появлением большого числа частных (коммерческих) вузов, основным инструментом, регулирующим и контролирующим эту систему, является государственная аккредитация. Существующая методика государственной аккредитации направлена на оценку качества учебного процесса с точки зрения получаемых студентами знаний по отдельным предметам и совершенно не затрагивает процесс формирования компетенций будущего выпускника. Вместе с тем качество подготовки выпускников связано со следующими производственными и социальными задачами (по видам циклов подготовки) его будущей производственной и/или научной деятельности:

  1. Техническая подготовка:
    • высокий научный и технический уровень предприятий, на которых трудятся выпускники;
    • короткие сроки адаптации выпускников на предприятиях;
    • быстрое внедрение и освоение новой техники;
    • гибкость мышления, быстрота перестройки производства;
    • малые затраты на переподготовку
  2. Гуманитарная подготовка:
    • умение работать в коллективе;
    • правильное ведение документации;
    • умение работать с потребителями;
    • грамотное составление бизнес-планов;
    • умение руководить;
  3. В. Языковая подготовка:
    • умение работать с иностранной литературой;
    • умение вести переговоры с иностранными партнерами;
  4. Физическая подготовка:
    • способность концентрироваться для решения поставленных задач;
    • обладать крепким здоровьем.

Кроме того:

  • о качестве подготовки выпускников вспоминают, в основном, на заключительном этапе обучения, хотя оно (качество) напрямую связано и с более ранними стадиями: планированием, организацией исполнения, мотивацией;
  • преподаватели вузов часто в полной мере не понимают, в чем нуждается современный работодатель и что означает его удовлетворенность результатами обучения; они не в полной мере понимают, что такое качество подготовки и каково его значение для достижения успеха;
  • мотивация преподавателя к совершенствованию учебного процесса в силу объективных обстоятельств остается достаточно низкой;
  • на недостатки качества подготовки выпускников обращают внимание только тогда, когда они становятся явными и очевидными;
  • поставщики (преподаватели) свои проблемы качества передают через поставляемые продукты и услуги (выпускников) потребителю (работодателю);
  • выпускники, как правило, ощущают недостаток обучения приемам качественной работы.

Для решения указанных проблем выпускников, в том числе и по специальностям в области информационных технологий, очевидно, необходима методика оценки качества их подготовки с использованиям компетентностного подхода, которая была разработана коллективом профессоров и преподавателей Московского Государственного института электронной техники (МИЭТ) в рамках госконтракта (работы) по проекту "Разработка методики оценки качества подготовки выпускников, обучавшихся по специальностям в области информационных технологий, с использованием компетентностного подхода, проводимому в рамках мероприятия 8 "Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций)" задачи II "Развитие системы обеспечения качества образования" Федеральной целевой Федеральной целевой программы развития образования на 2006г.

Объектом исследования в рамках заявленного проекта явилось содержательное наполнение учебного процесса образовательных учреждений в условиях применения компетентностного подхода по 18 направлениям и специальностям, в частности: 654600 (230100) Информатика и вычислительная техника; 220100 (230101) Вычислительные машины, комплексы, системы и сети; 220200 (230102) Автоматизированные системы обработки информации и управления; 220300 (23014) Системы автоматизированного проектирования; 220400 (230105) Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; 654700 (230200) Информационные системы; 071900 (230201) Информационные системы и технологии; 073700 (230202) Информационные технологии в образовании; 351400 (010502) Прикладная информатика по областям; 010400 Информационные технологии; 010401 Информационные технологии в дизайне; 010402 Информационные технологии в мединдустрии; 050202 Информатика; 080700 Бизнес-информатика; 080800 Прикладная информатика (по областям); 090102 Компьютерная безопасность; 090103 Организация и технология защиты информации; 090104 Комплексная защита объектов информатизации; 090105 Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.

Для успешной реализации проекта были намечены следующие цели.

  1. Обеспечить соответствие подготовки выпускников IT-специальностей основным согласованным стандартам качества подготовки выпускников, подтвердить соответствие программ и степеней (бакалавров и магистров в контексте Болонского процесса) общепринятым основным характеристикам качества подготовки, таким образом способствуя их международному признанию.
  2. Разработать мероприятия по обеспечению качества подготовки выпускников IT-специальностей, придавая им большую независимость, опираясь на более объективные и основанные на внешних критериях стандарты с учетом компетентностного подхода.

В процессе работы над проектом проведены аналитические исследования методологии компетентностного подхода в образовании в историческом и когнитивном ракурсах. Осуществлен анализ предпочтений работодателей для формирования номенклатуры и состава тематических областей с применением методов математической статистики. Определены номенклатура и состав тематических областей и элементов структуры образовательных процессов по специальностям в области информационных технологий.

Разработаны принципы классификации содержания тематических областей и связей между ними, представлен перечень выработанных компетенций в составе регламентированных ключевых.

Сформирована структура оценочных материалов (КИМ) для контроля качества выпускников, обучающихся по специальностям в области информационных технологий. Предложены варианты КИМ с учетом результатов внешней экспертизы, текстологической, редакторской и корректорской правки, выверки варианта КИМ специалистом-работодателем в области информационных технологий из состава экспертной группы.

Разработаны методика и план проведения апробации на базе Московского института электронной техники, Московского института электронного машиностроения и Московского института радиоэлектроники и автоматики; представлены протоколы проведения апробации. Разработаны методические рекомендации по повышению качества подготовки студентов, обучающихся по специальностям в области информационных технологий на основе компетентностного подхода. Представлены методические рекомендации по организации системы развития ключевых компетенций специалистов в области информационных технологий.

В результате работы в рамках представленного проекта на основе разработанной методики в декабре 2006г. в МИЭТ была разработана программа и проведен двухдневный семинар (совещание) "Апробация разработанных КИМ для реализации методики оценки подготовки выпускников, обучавшихся по специальностям в области информационных технологий, с использованием компетентностного подхода"; подготовлен раздаточный материал в виде методических рекомендаций общим тиражом 60 экз. по вопросам применения разработанных и апробированных КИМ, примеры КИМ и сводные таблицы результатов апробации.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga