home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Проектная деятельность учащихся образовательных учреждений как средство профессиональной ориентации и подготовки IT-специалистов начального уровня

Дятлов Александр Анатольевич, заместитель директора по ИТ (dalant@mail.ru)
ГОУ СОШ № 1240 ДО г. Москвы

Проектно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектно-исследовательская деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть практически ориентированы, т.е. если это теоретическая проблема, то должен быть найден путь ее решения, если практическая, то необходим конкретный результат, готовый к внедрению.

Поисковые действия необходимы для ответа на вопрос самообучения: как научиться? При этом можно выделить три позиции:

  • самостоятельно изобрести способ действия;
  • самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле (книги, справочники, Интернет и т.д.);
  • запросить недостающую информацию у учителя, у специалиста.

Здесь умение учиться выражается в инициировании учебного взаимодействия со взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы, высказывать гипотезы).

Из всего вышеизложенного вытекает, что проект может быть рассмотрен как форма деятельности учащегося, направленная на формирование и развитие самостоятельности.

Особо хочу отметить, что проектная деятельность учащихся нашла признание во многих странах. Это закономерно, ибо она позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Осмысляя свой опыт по развитию самостоятельной учебной деятельности учащихся, я убедился, что учебно-проектная деятельность позволяет сформировать устойчивую потребность в саморазвитии, создать условия для осуществления довузовской общей и профильно-ориентированной подготовки, способствует росту различных видов компетентностей:

  • предметной - способность анализировать и действовать с позиции знаний и умений в отдельных предметных областях;
  • социальной - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • коммуникативной - способность вступать в коммуникацию, учитывая все факторы, влияющие на акты коммуникации.

Я убежден, что большое значение для развития мотивационной сферы личности имеет исследовательский характер проектной деятельности старшеклассников.

В течение 10 лет я реализую концепцию проектных технологий в школе. Первые проекты мы с ребятами делали на РС-286, используя матричный принтер и ксерокс. Сегодня я руковожу школьным оборудованием современного уровня: 2 кабинета IT, оснащенных компьютерами P-IV объединенными в локальную сеть с выходом в Internet, видеомонтажная студия, комплекс "Активный экран", мини-типография и несколько АРМов учителя.

Техника высокого уровня дает возможность моим учащимся создавать мультимедийные проекты, которые становятся призерами различных конкурсов и научно-исследовательских конференций. Например, "300 лет Санкт-Петербургу", "Андрей Тарковский", "Диалог Власти с Народом", "Школа будущего", "Фрейм: современная молодежная культура", "Жизнь и творчество Л.С.Термена", "Нет наркотикам" и многие другие.

Мои ребята чувствуют себя настоящими исследователями, применяя различные научные методы сбора и анализа данных: ими были использованы методы целенаправленного наблюдения; естественного эксперимента; устного (интервью с помощью диктофонов и других технических средств) и письменного (в виде различных анкет и опросников, самостоятельно составленных) опроса; тестирования и анализа продуктов деятельности (рисунков и сочинений).

Ощущение значимости результатов деятельности, возникающее в работе над проектом, влечет ощущение собственной значимости, влияет на самосознание личности: повышает самоуважение, самооценку, уровень притязаний, а это, в свою очередь, во многом определяет успешность учащегося в будущей профессиональной деятельности. Так, 74% учащихся, ответивших на вопросы предложенной нами анкеты, стали выше оценивать свои возможности и способности по окончании работы над своими проектами, 26% говорили о недовольстве собой, некоторые из них добавляли, что следующий проект постараются выполнить "гораздо лучше и качественней".

Проектная деятельность позволяет расширить социальную сферу личности: старшеклассники учатся работать и взаимодействовать в различных группах, распределять деятельность в зависимости от способностей, наклонностей, возможностей всех участников, работающих над проектом, исполнять различные социальные роли, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих, корректируя свои представления. Этот метод способствует выбору партнерского стиля общения, который "означает высокую степень сотрудничества в выработке общей позиции по обсуждаемому вопросу", развитию коммуникативных умений и навыков: рефлексивного (или активного) слушания, корректного использования вербальных и невербальных средств общения, эмпатии, самопрезентации и презентации результатов своей деятельности.

Благодаря проектной деятельности учащиеся стали более свободно ориентироваться в информационном пространстве, в этом им помогли посещения библиотек, работа с различными словарями, документами и научной литературой, использование новых компьютерных технологий, Интернета, целенаправленный просмотр видеоматериалов и т.д.

Беседы с выпускниками нашей школы, студентами различных вузов Москвы, показывают, что опыт проектной деятельности позволяет осуществить более легкий переход из школы в вуз, быстрее адаптироваться к требованиям вузовской подготовки специалистов, основным из которых является требование высокой степени самостоятельности в приобретении знаний. Выпускники отмечают, что в отличие от студентов, не имеющих опыта работы над проектами, им легче готовиться к сессии и сдавать экзамены, писать рефераты и курсовые работы, а также выступать на семинарах перед аудиторией, осуществлять научную деятельность.

Хочу привести слова самих учащихся нашей школы, подтверждающих огромное значение проектной деятельности для их развития. На вопрос, чему научила их работа над проектами, звучали следующие ответы: "самостоятельно проводить исследование"; "получать и анализировать нужную информацию"; "распределять правильно время"; "анализировать собственные действия, оценивать их результат"; "уметь структурировать свою работу"; "презентовать результаты своего труда"; "вести себя сдержанно и собранно"; "доделывать все до конца"; "достигать поставленной цели"; "рассматривать тему со всех сторон и с разных точек зрения"; "серьезному отношению к работе"; "трудолюбию, силе воли". Но самым показательным, на мой взгляд, был ответ: "работа над проектом научила меня учиться".

На современном этапе считаю необходимым перевести проектную деятельность в школах на качественно новый уровень в целях осуществления перспективного движения в освоении будущей профессии. Современное школьное оборудование и уровень подготовки преподавателей IT дает возможность, по моему мнению, готовить в школе специалистов IT начального уровня для предприятий. Проектная деятельность позволяет не просто заучивать комбинации клавиш, и осваивать 1-2 программы, но дает возможность к саморазвитию и самостоятельному освоению программного обеспечения в зависимости от поставленной задачи.

Работа над проектами должна быть направлена на реализацию связи школа-вуз. Имеющаяся система школ, работающих по договорам с отдельными вузами, охватывает малую часть образовательных учреждений. Если вузы будут публиковать в открытом доступе для учащихся школ интересующие их темы научных разработок, освещать имеющиеся источники информации, круг исследуемых проблем, актуальность их решения, то учителя и учащиеся школы могут целенаправленно организовать работу над научно-значимыми исследовательскими проектами. В связи с переходом на ЕГЭ считаю целесообразным вывести на более широкий формат систему защиты проектов, проводить дистанционные конференции, создать базу представленных к защите проектов, имеющих научное значение.

Глубоко убежден, что не нужно ждать, пока лучшие наши выпускники вузов предложат свои услуги иностранным фирмам. Мы, учителя школ, готовы сотрудничать с предприятиями по реализации социального заказа. Я уверен, что нашим детям не хватает знаний о востребованности профессий и перспективах своего трудоустройства. Профориентация в школах заканчивается на уровне - техническая или гуманитарная область. Проектная деятельность, ориентированная на работу предприятий, - то новое, что я считаю необходимым в осуществлении связи школа - предприятие.

Предприятия, заинтересованные в IT-специалистах, уже сегодня могут напрямую выходить в школы с целью выявления и профессиональной ориентации одаренных и высоко мотивированных детей. Учащиеся старшей школы, выполняя актуальные, социально значимые проекты, проходят путь не только профессионального, но и нравственного, гражданского становления. Именно в подростковом периоде влияние на формирование личности может дать высокий результат. Наши дети будут тогда социально активны, если знают, что их учебный труд приносит реальную пользу, значим для общества.

Я выступаю за практико-ориентированную деятельность в области информационных технологий на уровне школьного образования. В этом году я начал работу по реализации своих идей. Центральным понятием сегодня, я думаю, должен стать индивидуальный проект, результаты работы над которым имеют практическое и научное значение. Моя ученица Пряжникова Александра создала web-сайт группы "Республика", который был представлен продюсерской компании и размещен в сети Интернет (http://www.recpublic.ru/). Другая ученица, Бутакова Татьяна, разработала оригинальный вариант фильтра - системы ГИБДД, но работа над проектом продолжается, и мы ищем пути сотрудничества с преподавателями вузов и представителями автопредприятий.

В заключение хочу сказать, что сотрудничество школа - вуз и школа - предприятие является социальной и политической задачей сегодняшнего дня. Школе не хватает воздуха, мы замкнуты сами в себе, наши дети не видят перспектив, им нужна уверенность в завтрашнем дне. Кадровую политику предприятиям необходимо начинать вести в школе.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga