Изучение информационной безопастности в курсе "Управление распределенными
образовательными системами" при подготовке специалистов по информатике
в педагогических вузах
Ковалев Евгений Евгеньевич,
заведующий кафедрой Прикладной информатики и математики (ekovalev@yandex.ru)
Покровский филиал Московского государственного гуманитарного университета
им. М.А.Шолохова, г. Покров
Аннотация В статье рассматривается
необходимый уровень знаний и умений, который формируется на специальном
курсе «Управление распределенными образовательными системами» при
подготовке педагогических кадров по информатике. Даются примеры
лабораторных работ по правовому и административному уровню обеспечения
информационной безопасности.
При изучении методов создания и функционирования
распределенных образовательных информационных систем (РОИС) большое
внимание следует уделять аспектам защиты хранимой в ней информации
[1]. При организации такой информационной системы сервер и вся хранимая
на нем конфиденциальная информация региональных учреждений находится
в центре, роль которого выполняет ВУЗ или другое учреждение региона,
способное обеспечить (кадрами и технически) целостность и конфиденциальность
данных этой сети. Естественно, что повышенные требования, в таком
случае, должны предъявляться к квалификации персонала, отвечающему
за функционирование такой системы. Реалии сегодняшнего дня таковы,
что эта задача будет ложиться на плечи учителей информатики, которые
являются ключевым звеном процесса информатизации системы образования
в нашей стране. При этом «задачи современной школы и, тем более,
школы ближайшего будущего, может решать учитель информатики, который
должен выступать как в качестве учителя-предметника и воспитателя
в условиях информационного общества, так и в качестве организатора
процесса информатизации образования школы, координатора внедрения
средств ИКТ в образовательный процесс» [2].
Подготовка квалифицированных кадров может осуществляться
путем дополнения учебного плана подготовки учителей информатики
и специалистов в области прикладной информатики в экономике ВУЗов
специальным курсом «Управление распределенными образовательными
информационными системами». Структура курса построена по блочному
принципу и может использоваться, в том числе, и для переподготовки
специалистов в рамках повышения квалификации.
Классификация знаний и умений, необходимых для
эффективного использования средств ИКТ в образовании, представлена
на рис.1.
Рис. 1. Классификация знаний и умений, формируемых у обучаемых.
Одним из разделов этого курса является "Информационная
безопасность", в котором будущие специалисты всесторонне изучают
аспекты информационной безопасности. Выделяют несколько уровней
обеспечения информационной безопасности. Их краткая характеристика:
- правовой - охватывает термины и определения предметной области,
правовые аспекты использования информации, основные нормативные
акты, нормы и особенности использования в практической сфере полученных
данных, стандарты в области информационной безопасности;
- организационный - рассматривает организацию доступа к информационным
ресурсам, регламенты, правила и распорядки, обеспечивающие безопасное
использование информации;
- административный - содержит вопросы обеспечения распределения
ресурсов между пользователями информации и управление ими;
- программно-аппаратный - комплекс средств для обеспечения задач
предыдущих уровней, представлен как программными средствами защиты,
так и специальной аппаратурой для решения таких задач.
Рассмотрение этих вопросов на теоретических занятиях
и реализация практических задач приводит к формированию компетенции
при работе с информацией различного характера, что очень важно для
нормального функционирования организации, т.к. по статистике около
60% всех угроз целостности данных вызваны неграмотными действиями
самих сотрудников, так называемыми "инсайдерами". Кроме того, после
изучения возможно определения характеристики системы согласно нормативным
документам и, в перспективе, построение комплексной системы обеспечения
защиты информации в РОИС.
Классификация программных средств, позволяющая
более эффективно построить процесс обучения будущих специалистов,
представлена на рис. 2.
Изучение дисциплины при этом следует построить
по модульному принципу, причем начать нужно именно с правового уровня
обеспечения комплексной защиты информации в РОИС. Правовой уровень
является одним из самых важных, т.к. при его изучении формируется
понятие информации, его правовое поле, вводит свойства и виды защищаемой
информации, рассматриваются меры ответственности за нарушение этих
норм.
Рис.2. Программные средства для освоения дисциплины
"Информационная безопасность"
Рассмотрение правового уровня наиболее эффективно
сочетать с использованием на занятиях справочных правовых систем
(СПС) - обучаемые одновременно получат навыки работы с наиболее
распространенными программными средствами этого класса продуктов
и получают необходимую информацию об объекте и методах защиты.
В качестве профессионально-ориентрованного программного
средства эффективно использование наиболее распространенных у нас
в стране СПС "Гарант", "Кодекс" и "Консультант+". База данных таких
систем в настоящее время насчитывает порядка 2,4 млн. документов,
а количество внедрений в нашей стране превысило 200 тыс. По образовательным
программам компаний-производителей для учебных целей программные
комплексы поставляются в образовательные учреждения бесплатно, предусмотрены
сертификация специалистов и сопровождение программ. Это позволяет,
например, разместить СПС на сервере РОИС для некоммерческого использования
образовательными учреждениями региона. Немаловажно и то, что, придя
на свое рабочее место после окончания ВУЗа, выпускник с большой
долей вероятности встретиться именно с такими информационными системами.
В курсе "Управление распределенными образовательными
информационными системами" разработан комплекс лабораторных работ,
в течение которых студенты изучают саму среду СПС и решают вопросы
правового обеспечения информацией выбранной предметной области.
Для проведения лабораторного практикума предлагаются
примерные темы занятий:
- Общие сведения о СПС, принципы функционирования и основные возможности
СПС;
- Механизмы хранения и поиска информации, знакомство с интерфейсом
системы, правила поиска информации по различным критериям;
- Работа со специальными терминами и стандартами в области ИТ
и информационной безопасности;
- Изучение ФЗ №24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
- Изучение Закона "Об авторском праве";
- Изучение понятия электронной цифровой подписи и законодательных
актов об ее использовании;
- Изучение мер ответственности за нарушение законов (уголовный
и административный кодексы);
- Изучение СанПиН;
- Основные законы и нормативные акты в сфере образования;
- Использование специально смоделированных задач (кейсов) на практическое
применение информации, полученной из СПС.
Пример лабораторной работы на правовом уровне
изучения информационной безопасности:
Лабораторная работа Изучения законов и правых актов в области
образования.
Цель работы: изучение основных законов и правых
актов в области образования, умение анализировать и применять полученную
информацию при решении практических задач.
Средства реализации: СПС "Консультант+", "Гарант",
"Кодекс"
Ход работы:
- Найти приказ Федерального агентства по образованию от 30.12.2004
№400.
- Найти приказ Минобрнауки России от 23.12.2004 №141.
- Найти письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования
и науки от 08.02.2005 №01-45/07-01 "О сборе и обобщении информации
об обеспечении своевременной выплаты заработной платы работникам
образовательных учреждений".
- Найти приказ …. "О развитии инфраструктуры оценки качества образования".
- Пользуясь поиском по ситуации найти разъяснения по вопросам
налогообложения студентов.
- Найти основные приоритетные направления развития образовательной
системы РФ.
- Найти необходимые документы и решить на основе полученных данных
следующие задачи:
- Средняя школа №1 города Н-ска необходима подборка документов
для оформления документов государственного образца об основном
и среднем (полном) образовании и характерные нарушения при их
заполнении.
- Средняя школа №1 города Н-ска имеет компьютерный класс, состоящий
из 12 машин, принтера, сканера и спутниковой системы для выхода
в Интернет. Соответствует ли оборудование перечню для оснащения
общеобразовательных учреждений?
- Имеет ли право учитель информатики средней школы №1 города
Н-ска на доплаты к основной заработной плате?
- Может ли средняя школа №1 города Н-ска использовать в своих
официальных бланках герб города Н-ска?
- Учитель информатики средней школы №1 города Н-ска хочет взять
на следующий учебный год большое количество часов учебной нагрузки.
Есть ли ограничения в этом объеме?
- В Вузе города Н-ска среди 20 преподавателей 12 имеют ученые
степени и(или) звания и 10 работают на штанной основе. Может
ли ВУЗ пройти государственную аккредитацию? Найдите все критерии
государственной аккредитации.
- Заведующий кафедрой информатики Вуза города Н-ска собрался
в основной отпуск. Какова продолжительность отпуска?
Административный уровень защиты информации рассматривает
вопросы организации доступа к сетевым ресурсам и управление этим
доступом. Большое внимание при работе в распределенных сетевых решениях
следует уделять сетевому администрированию. К сожалению, вопросам
администрирования уделяется недостаточно много внимания в Государственных
образовательных стандартах подготовки специалистов - само понятие
специалист по ИТ достаточно размыто, не детализировано и очень сильно
зависит от специализации информации и учреждения, в котором этот
специалист работает. При этом на первое место наряду с другими выходят
знания и умения основных приемов работы по администрированию сетей
и сетевых ресурсов. На решение этой проблемы направлено изучения
модуля "Администрирование РОИС", охватывающего административный
уровень защиты информации.
В рамках этого модуля слушатели получают как теоретические
знания, так и на примерах локальной, а потом и территориально-распределенной
сети отрабатывают умения и навыки администрирования и управления
сетевыми объектами и пользователями.
Основные разделы теоретических занятий:
- Основные понятия информационной безопасности. Сетевые операционные
системы;
- Доменная система имен, сетевые службы;
- Идентификация и аутентификация пользователей в сетях;
- Разграничения прав доступа к ресурсам, особенности файловых
систем;
- Системы шифрования файлов;
- Защита сетевого трафика;
- Аудит системы;
- Восстановление системы. Поддержка ПО в актуальном состоянии.
Комплекс лабораторных занятий строится по принципу
закрепления теоретических сведений, причем в качестве межпредметных
связей используются механизмы поиска информации в Интернет, расчеты
в MS Excel экономических показателей. В каждой работе предусмотрен
переход от репродуктивного к продуктивному уровню знаний.
- Общая информация об ОС Windows Server 2003. Обоснование использования
аппаратных средств;
- Инсталляция ОС Windows Server 2003;
- Развертывание Active Directory;
- Настройка DNS-сервера;
- Установка сервисов сети;
- Управление пользователями и ресурсами;
- Защита данных и сетевых устройств;
- Резервное копирование, аудит и профилактика системы.
Рассмотрим более подробно ряд лабораторных работ.
Лабораторная работа №1 Общая информация об ОС Windows
Server 2003. Обоснование использования аппаратных средств.
Цель работы: изучение назначения, системных требований
и необходимых аппаратных средств для ОС Windows Server,
Средства реализации: прайс-лист на сетевое оборудование,
дистрибутив ОС, пресс-релиз ОС, список совместимого оборудования
(Hardware Compatibility List, HCL)
Глоссарий: клиент, сервер, конфигурация, системные
приложения, совместимость, безопасность, сервис пак.
Ход работы:
- Рассмотреть краткую историю развития семейства Windows Server
NT/2000/2003;
- Определение необходимого и достаточного сетевого оборудования
для развертывания и конфигурирования ОС (табл. 1).
Таблица 1. Требования к системам, на 6азе которых
будет работать ОС семейства Windows Server 2003
|
Web-edition |
Standard Edition |
Enterprise Edition |
Datacenter Edition |
Минимальная частота процессора, МГц |
133 |
133 |
133 (733 для Itanium) |
400 (733 для Itanium) |
Рекомендованная частота процессора, МГц |
550 |
550 |
733 |
733 |
Минимальный размер RAM, Мбайт |
128 |
128 |
128 |
512 |
Рекомендованный размер RAM, Мбайт |
256 |
256 |
256 |
1024 |
Необходимое дисковое пространство, Гбайт |
1,5 |
1,5 |
1,5 (2 для Itanium) |
1,5 (2 для Itanium) |
Анализ списка совместимого оборудования с ОС. Найти
в Интернете список совместимого оборудования (Hardware Compatibility
List, HCL) на сайте компании Microsoft.
- Обосновать выбор аппаратных средств для образовательного учреждения:
- Школа;
- ВУЗ (с выбранным количеством подразделений);
- ВУЗ с филиальной структурой;
- РОО.
- Найти в интернете прайс-листы фирм, торгующих сетевым оборудованием
в заданном регионе. Рассчитать экономическую целесообразность
развертывания серверной платформы исходя из заданных бюджетов.
Табл. 2. Данные для расчета сети
Вариант |
Регион |
Бюджет (в тыс.руб), Эт |
|
Владимир |
100 |
|
Череповец |
50 |
|
Тольятти |
240 |
|
Екатеринбург |
350 |
|
Чита |
250 |
|
Пермский край, Чайковский р-н |
200 |
Экономическая целесообразность при этом рассчитывается
по формуле:
Ц = ЭT
− ЭP, |
(1) |
| | n | | |
k |
|
ЭP | = | Σ |
CC | − | Σ | CK |
(2), |
| | i=1 | | | i=1 | |
где
Ц - экономическая целесообразность, Ц>0 (руб.)
ЭT - требуемый бюджет,
ЭP - расчетный бюджет,
Σ CC
- сумма расходов на клиента,
Σ CK - сумма расходов на сервер.
Лабораторная работа №2 Инсталляция
ОС Windows Server 2003.
Цель работы: научиться устанавливать
ОС Windows Server 2003, сетевые параметры и оборудование.
Средства реализации: список совместимого оборудования
(Hardware Compatibility List, HCL), дистрибутив ОС Windows Server
2003 и MS irtual PC. Глоссарий: драйвер, патч, маска подсети.
Ход работы: - Изучить назначение
и консоль программы Virtual PC. Создать виртуальный диск и установить
необходимые требования к системе на виртуальной машине.
Рис. 3. Консоль виртуальной машины
- Установка системы с нуля. Создать 2 раздела, выбрать файловую систему NTFS.
- Графический этап установки. Задание сетевых настроек. Настройка
IP-адресации сервера
- Используя сетевую утилиту ipconfig /all узнать маску подсети,
определить класс сети и диапазон используемых IP-адресов.
Рис. 4. Использование утилиты ipconfig
- Установить драйверы необходимых для работы устройств.
- Создать рабочую группу Universitet, в ней пользователя Admimnistrator,
пароль - 123.
|