Тезис о жестком дефиците квалифицированных кадров разработчиков 1С ни для кого не является новым. Решать эту проблему пытается большинство членов сообщества 1С - каждый в меру своих возможностей. Компания Софтека пристально занимается этим вопросом уже более 3-х лет. На основе накопленного опыта был сформирован с нашей точки зрения достаточно эффективный подход, который позволяет получать достаточно квалифицированные кадры со сравнительно небольшими затратами.
В настоящее время наиболее распространенным способом подготовки сотрудников является обучение более-менее случайным образом набранных кандидатов на базе франчайзи. При этом большую часть кандидатов составляют студенты старших курсов ВУЗов. У этого метода имеются как достоинства, так и недостатки.
К достоинствам можно отнести:
- сравнительно высокий КПД обучения, так как идет работа с людьми, которые пришли учиться добровольно, следовательно, с достаточно высокой мотивацией;
- направленность обучения на достижение немедленного практического эффекта - ориентация на преподавание практических навыков.
К недостаткам можно отнести:
- предпринимаемые усилия носят несистемный характер, большинство франчайзи занимаются этим от случая к случаю;
- обучением зачастую занимаются случайные люди;
- отсутствует единая программа обучения.
Перечисленные достоинства и недостатки проистекают из сути деятельности франчайзи, которым нужно вести повседневную работу и при этом еще обеспечивать качество услуг. Главным же недостатком сложившейся системы обучения является отсутствие системности - время от времени в ряды специалистов 1С вливаются несколько человек, прошедших какое-то обучение.
Итак, исследование проблемы позволило нам провести постановку задачи: необходимо сделать так, чтобы с некоторой периодичностью (определяемой параметрами процесса обучения) на рынок труда выходило достаточно большое число потенциальных сотрудников, обладающих гарантированным уровнем подготовки.
Для решения поставленной задачи мы предлагаем организовать обучение студентов старших курсов технических ВУЗов. Обучение должно удовлетворять следующим требованиям:
- единая методика преподавания и методические материалы;
- преподавание в общей сетке занятий, не факультативно;
- отчетность по дисциплине - зачет или зачет с оценкой, в перспективе экзамен;
- длительность не менее 2-х семестров.
Понятно, что организацию обучения с такими параметрами в масштабах страны должна возглавить и направить фирма 1С.
На настоящий момент у нас имеется практический опыт организации учебного процесса в двух ВУЗах СПб. Мы разработали программу дисциплины "Предметно-ориентированное программирование", включающую 18 лекций и 36 практик. Практическая часть основывается на курсах ЦСО. Мы можем предоставить эту программу все заинтересованным участникам процесса. Обучение целесообразно организовывать силами преподавателя кафедры. Вскоре после начала обучения студентов необходимо потихоньку обучать практическим работам. Для этого можно прикреплять их к франчайзи, где они за небольшие деньги вникают в детали процесса. Студенты идут на это с удовольствием, так как попутно им зачитывается семестровая производственная практика. Мы увидели, что франчайзи не горят желанием заниматься организацией процесса подготовки для всех - им это не нужно, да и ресурсов, чтобы "влезть" на кафедру у них маловато. Поэтому мы предлагаем возложить задачу по организации процесса обучения на дистрибьюторов.
Структура дисциплины. В семестр проводится 18 часов лекции, 36 часов практические занятий. Все практические занятия проводятся на базе программной платформы 1С:Предприятие 8.0. Теоретические занятия ориентированы на преподавание знаний о:
- программной платформе 1С:Предприятие;
- основах документооборота;
- основах бухгалтерского, налогового, управленческого учета;
- необходимых теоретических основах программирования в 1С.
Практические занятия ориентированы на получение практических навыков программирования в среде 1С:Предприятие 8.0, работе с типовыми конфигурациями. Практика организована на основе материалов курсов ЦСО по основным объектам, бухгалтерии предприятия, управлению торговлей.