Проблемы и успехи российского образования в области информационных технологий: опыт INTEL
Николаев Алексей Владимирович, к.ф.-м.н., Higher Education Program Manager
Intel, Москва
Одинцов Игорь Олегович, менеджер проекта
Intel, Санкт-Петербург
Аннотация
В докладе приводится опыт корпорации Intel по сотрудничеству с ВУЗами в направлении
формирования инновационных образовательно-научных программ, призванных обеспечить
выпускников знаниями и навыками необходимыми для успешной работы в международной
ИТ индустрии. Выделяются три ключевых направления, в которых необходимо тесное
сотрудничество ВУЗов и индустрии – совместная разработка современного содержания
образовательных курсов; инновационные педагогические методики образования; развитие
личностных и гуманитарных навыков выпускников. Сделан обзор некоторых проектов,
проводимых корпорацией Intel совместно в ВУЗами в указанных выше направлениях.
В ответственном за высокотехнологическое и инновационное развитие страны триумвирате
образование-бизнес-государство, роль первого по формированию кадрового резерва
и потока инженерно-научных идей относится к системообразующей. Обобщая опыт сотрудничества
крупной индустрии с университетами как в России, так и по всему миру, нам видится
несколько ключевых причин разрыва между уровнем выпускников и требованиями современного
ИТ бизнес-сообщества:
- Устаревание некоторых компонент базовых учебных курсов, замедленная реакция
на подстройку их в соответствии с современными технологическими решениями в изменяющемся
мире.
- Разрыв между теоретическими знаниями в некоторой предметной области и практикой
решения реальных задач в той же области.
- Игнорирование развития личностных навыков и гуманитарных элементов образования
в области информационных технологий.
Инструменты для решения указанных проблем разрабатываются корпорацией Intel в
сотрудничестве с ведущими Российскими университетами. При этом мы выходим далеко
за рамки задач подготовки кадрового резерва для компании и ставим более масштабные
цели – в тесном сотрудничестве с ВУЗами отработать механизмы и проекты ценные
для системы образования страны в общем.
Примером успешного проекта по масштабной модернизации базовых учебных курсов может
служить Intel Multicore University Program, направленная на внедрение в повседневную
образовательную практику вопросов, связанных с многопоточностью вычислений. Многоядерные
вычислительные архитектуры и параллельное программирование становятся ключевым
направлением развития ИТ индустрии, данная программа призвана дать студентам новое
понимание вычислительных, программных, алгоритмических решений в контексте параллельных
и распределенных вычислений. Предлагаемые инструменты решения первой проблемы:
- сотрудничество с преподавателями в разработке учебных модулей, встраиваемых
в существующие курсы и дополняющие их в направлении преподавания основ многопоточных
вычислений;
- апробация и распространение наработанного учебного и методического материала
в рамках проекта «Технологическая школа» для преподавателей. Фактически здесь
используется классический подход на основе хорошо известной в преподавательской
среде идеи факультета повышения квалификации (ФПК), дополненного мастер классами
и тренингами от специалистов Intel по основным тенденциям параллельных и распределенных
вычислений.
Целевая аудитория группы решений проблемы «разрыва» между теоретическими знаниями
и навыками постановки и решения реальных задач – и студенты, и преподаватели.
Примерами проектов Intel в данной сфере являются:
- «Intel Studio» – экспериментальный проект создания образовательного материала
и методики преподавания на базе лучшего опыта образовательных систем России и
США (отличающихся, соответственно, глубоким базовым теоретическим образованием
и специальным вниманием к развитию практических навыков студентов в работе над
реальным задачами);
- студенческие программы Летних Школ, Университетские студенческие лаборатории,
Программа интернов, позволяющие студентам при участии и под руководством специалистов
Intel принять участие в реальных разработческих проектах компании и приобрести
соответствующий опыт.
Очевидно, профессиональные научные и технические вопросы должны быть основными
среди знаний ИТ специалиста, однако ограничиваться ими нельзя. Недостаток знаний,
не относящихся к прямой компетенции специалиста, может стать причиной его неэффективной
или некорректной работы. Две важные группы – управленческие навыки (в том числе
и предпринимательские навыки с четким видением рынка и потенциального клиента
для ИТ разработки) и личностно-психологические – следует иметь в своем активе
специалистам в области информационных технологий. Инструментами решения третьей
проблемы являются:
- проект «технологическое предпринимательство – от теории к практике», направленный
на создание в классическом или техническом университете инфраструктуры, развивающей
инновационное технологическое предпринимательство среди студентов;
- программы личностного и гуманитарного развития студентов естественнонаучных
и технических специальностей. Примером такой программы является преподавание в
СПбГУ спецсеминара «Психология программирования» и спецкурса «Психология управления
программным проектом» [1]. Предлагаемые курс и семинар несут гуманитарные элементы
и компенсируют недостаток внимания к человеко-машинным аспектам программирования.
Литература:
- Белая О.А., Новиков Б.А., Одинцов И.О. Психология программирования: человеко-машинный
аспект информационных технологий // Преподавание Информационных Технологий в России.
Труды открытой Всероссийской конференции.
|