home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Технологии дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования (на примере сетевого ресурса НП "ТЕЛЕШКОЛА")

Окольская Лидия Александровна,
к.с.н., руководитель отдела рекламы и маркетинга
Некоммерческое партнерство «Телешкола» (etodist@internet-school.ru)

Одной из проблем российской образовательной системы и, в частности, общего образования является недостаточная эффективность существующей в России системы повышения квалификации с использованием традиционных форм обучения. В масштабах страны это обусловлено, прежде всего, ярко выраженной территориальной разобщенностью потребителей данного вида услуг и действующих сегодня институтов повышения квалификации. Сдерживающим фактором является также невозможность реализации личностно-ориентированной модели обучения, направленной на удовлетворение индивидуальных профессиональных потребностей работников образования конкретного региона, города и отдельного образовательного учреждения.

Обновление системы повышения квалификации связано с поиском и разработкой новых, более гибких институциональных форм организации переподготовки работников образования, их апробацией и внедрением. Персонифицированная система повышения квалификации существенно расширяет возможности выстраивания индивидуального образовательного маршрута и ориентирована на удовлетворение профессиональных потребностей, развития профессиональных компетенций каждого слушателя.

Основной инструмент для реализации персонифицированной модели повышения квалификации – использование технологий дистанционного обучения. В этих условиях учебный процесс организуется в специализированной открытой информационно-образовательной среде, которая обеспечивает:

  • интерактивное учебно-методическое сопровождение учебного процесса;
  • мобильное обновление учебной информации;
  • ее переструктурирование;
  • адаптацию и подбор информационных учебных модулей в соответствии с запросами и профессиональными потребностями целевых групп работников образования и каждого слушателя в отдельности.

Возможности открытой информационно-образовательной среды позволяют максимально гибко реагировать на индивидуальные запросы слушателей, обеспечивая им доступ к качественному образовательному ресурсу независимо от места проживания. Они позволяют организовывать масштабные дискуссии по проблемным вопросам образования, обмениваться опытом и методическими наработками, осуществлять поиск социальных партнеров, что в целом способствует формированию сетевого педагогического сообщества.

В условиях широкого развертывания профильного обучения в старшей школе актуализируется проблема переподготовки и повышения квалификации работников образования по всему спектру вопросов, связанных с введением данной программы. Очевидна необходимость дифференцированного подхода как к переподготовке, так и к повышению квалификации различных целевых групп работников образования, каждая из которых имеет разные образовательно-профессиональные потребности. Можно выделить, как минимум, пять таких групп:

  • работники региональных и муниципальных органов управления образованием;
  • руководители образовательных учреждений;
  • специалисты системы повышения квалификации;
  • заместители директоров общеобразовательных учреждений;
  • учителя-предметники.

В последней группе необходимо дифференцированное обучение учителей-предметников по каждому учебному предмету Федерального базисного учебного плана.

Опыт организации программ повышения квалификации в различных регионах РФ наглядно демонстрирует организационные и экономические сложности осуществления дифференцированного подхода. В этой связи использование технологий дистанционного образования можно рассматривать как механизм организации дифференцированного повышения квалификации с целью повышения его эффективности и наиболее полного удовлетворения образовательно-профессиональных потребностей различных групп целевой аудитории работников системы образования. В условиях интенсивного процесса информатизации системы образования можно предположить, что в ближайшее время одной из ведущих форм повышения квалификации работников образования станет повышение квалификации с использованием технологий дистанционного образования.

Некоммерческое партнерство «Телешкола» совместно с Российским государственным педагогическим университетом имени А.И.Герцена разработали сетевые учебные курсы для системы повышения квалификации педагогических работников.

Основные направления этих курсов:
Профильное обучение:

  • основы профильного обучения (методологические, организационные, нормативно-правовые, финансовые;
  • учебно-методическое обеспечение различных профилей обучения (гуманитарного, естественнонаучного, технологического);
  • преподавание отдельных предметов в рамках профильного обучения.

Освоение новых направлений педагогической деятельности:

  • сетевой преподаватель в системе дистанционного обучения;
  • педагог-куратор в системе дистанционного обучения.

ИКТ-подготовка для разных целевых групп:

  • администрации образовательного учреждения;
  • преподавателей образовательного учреждения;
  • системных администраторов образовательного учреждения;
  • библиотекарей образовательного учреждения.

Каждый курс состоит из совокупности Интернет-уроков, включающих теоретические материалы, вопросы для размышления и дискуссии, вопросы для самоконтроля, описания типичных проблем и примеров из изучаемых предметных областей, методическая мастерская, глоссарий, банки тематических упражнений и контрольных заданий. Каждый Интернет-урок ориентирует педагогического работника на конкретный результат: те знания и компетенции, которые он должен приобрести по освоении предложенного материала.

Учебный процесс сопровождают сетевые преподаватели, опытные специалисты Москвы и Санкт-Петербурга. Взаимодействие между ними и пользователями курсов осуществляется путем личных сообщений и специализированных форумов (привязанных к конкретному курсу и даже к конкретному уроку). Открытая образовательная платформа Интернет-школы позволяет разворачивать дискуссии по вопросам образования на форуме «Открытый педсовет». Данная практика способствует развитию инициативы на местах и формированию открытого гуманитарного социально-педагогического сообщества в России.

При успешном завершении обучения слушатель получает документ о повышении квалификации государственного образца (свидетельство или удостоверение в зависимости от продолжительности курса).

Апробация разработанных учебно-методических комплектов для повышения квалификации работников образования по профильному обучению с использованием технологий дистанционного обучения осуществлялась в трех регионах: Новгородской области, Калининградской области и Республике Татарстан. Практика показала, что информационно-образовательный ресурс НП «Телешкола» обладает высоким уровнем адаптивности при его использовании в системе повышения квалификации работников образования и оказывает значительное влияние на повышение уровня эффективности процесса переподготовки.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga