Технологии дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования (на примере сетевого ресурса НП "ТЕЛЕШКОЛА")
Окольская Лидия Александровна, к.с.н., руководитель отдела рекламы и маркетинга
Некоммерческое партнерство «Телешкола» (etodist@internet-school.ru)
Одной из проблем российской образовательной системы и, в частности, общего образования
является недостаточная эффективность существующей в России системы повышения квалификации
с использованием традиционных форм обучения. В масштабах страны это обусловлено,
прежде всего, ярко выраженной территориальной разобщенностью потребителей данного
вида услуг и действующих сегодня институтов повышения квалификации. Сдерживающим
фактором является также невозможность реализации личностно-ориентированной модели
обучения, направленной на удовлетворение индивидуальных профессиональных потребностей
работников образования конкретного региона, города и отдельного образовательного
учреждения.
Обновление системы повышения квалификации связано с поиском и разработкой новых,
более гибких институциональных форм организации переподготовки работников образования,
их апробацией и внедрением. Персонифицированная система повышения квалификации
существенно расширяет возможности выстраивания индивидуального образовательного
маршрута и ориентирована на удовлетворение профессиональных потребностей, развития
профессиональных компетенций каждого слушателя.
Основной инструмент для реализации персонифицированной модели повышения квалификации
– использование технологий дистанционного обучения. В этих условиях учебный процесс
организуется в специализированной открытой информационно-образовательной среде,
которая обеспечивает:
- интерактивное учебно-методическое сопровождение учебного процесса;
- мобильное обновление учебной информации;
- ее переструктурирование;
- адаптацию и подбор информационных учебных модулей в соответствии с запросами
и профессиональными потребностями целевых групп работников образования и каждого
слушателя в отдельности.
Возможности открытой информационно-образовательной среды позволяют максимально
гибко реагировать на индивидуальные запросы слушателей, обеспечивая им доступ
к качественному образовательному ресурсу независимо от места проживания. Они позволяют
организовывать масштабные дискуссии по проблемным вопросам образования, обмениваться
опытом и методическими наработками, осуществлять поиск социальных партнеров, что
в целом способствует формированию сетевого педагогического сообщества.
В условиях широкого развертывания профильного обучения в старшей школе актуализируется
проблема переподготовки и повышения квалификации работников образования по всему
спектру вопросов, связанных с введением данной программы. Очевидна необходимость
дифференцированного подхода как к переподготовке, так и к повышению квалификации
различных целевых групп работников образования, каждая из которых имеет разные
образовательно-профессиональные потребности. Можно выделить, как минимум, пять
таких групп:
- работники региональных и муниципальных органов управления образованием;
- руководители образовательных учреждений;
- специалисты системы повышения квалификации;
- заместители директоров общеобразовательных учреждений;
- учителя-предметники.
В последней группе необходимо дифференцированное обучение учителей-предметников
по каждому учебному предмету Федерального базисного учебного плана.
Опыт организации программ повышения квалификации в различных регионах РФ наглядно
демонстрирует организационные и экономические сложности осуществления дифференцированного
подхода. В этой связи использование технологий дистанционного образования можно
рассматривать как механизм организации дифференцированного повышения квалификации
с целью повышения его эффективности и наиболее полного удовлетворения образовательно-профессиональных
потребностей различных групп целевой аудитории работников системы образования.
В условиях интенсивного процесса информатизации системы образования можно предположить,
что в ближайшее время одной из ведущих форм повышения квалификации работников
образования станет повышение квалификации с использованием технологий дистанционного
образования.
Некоммерческое партнерство «Телешкола» совместно с Российским государственным
педагогическим университетом имени А.И.Герцена разработали сетевые учебные курсы
для системы повышения квалификации педагогических работников.
Основные направления этих курсов:
Профильное обучение:
- основы профильного обучения (методологические, организационные, нормативно-правовые,
финансовые;
- учебно-методическое обеспечение различных профилей обучения (гуманитарного,
естественнонаучного, технологического);
- преподавание отдельных предметов в рамках профильного обучения.
Освоение новых направлений педагогической деятельности:
- сетевой преподаватель в системе дистанционного обучения;
- педагог-куратор в системе дистанционного обучения.
ИКТ-подготовка для разных целевых групп:
- администрации образовательного учреждения;
- преподавателей образовательного учреждения;
- системных администраторов образовательного учреждения;
- библиотекарей образовательного учреждения.
Каждый курс состоит из совокупности Интернет-уроков, включающих теоретические
материалы, вопросы для размышления и дискуссии, вопросы для самоконтроля, описания
типичных проблем и примеров из изучаемых предметных областей, методическая мастерская,
глоссарий, банки тематических упражнений и контрольных заданий. Каждый Интернет-урок
ориентирует педагогического работника на конкретный результат: те знания и компетенции,
которые он должен приобрести по освоении предложенного материала.
Учебный процесс сопровождают сетевые преподаватели, опытные специалисты Москвы
и Санкт-Петербурга. Взаимодействие между ними и пользователями курсов осуществляется
путем личных сообщений и специализированных форумов (привязанных к конкретному
курсу и даже к конкретному уроку). Открытая образовательная платформа Интернет-школы
позволяет разворачивать дискуссии по вопросам образования на форуме «Открытый
педсовет». Данная практика способствует развитию инициативы на местах и формированию
открытого гуманитарного социально-педагогического сообщества в России.
При успешном завершении обучения слушатель получает документ о повышении квалификации
государственного образца (свидетельство или удостоверение в зависимости от продолжительности
курса).
Апробация разработанных учебно-методических комплектов для повышения квалификации
работников образования по профильному обучению с использованием технологий дистанционного
обучения осуществлялась в трех регионах: Новгородской области, Калининградской
области и Республике Татарстан. Практика показала, что информационно-образовательный
ресурс НП «Телешкола» обладает высоким уровнем адаптивности при его использовании
в системе повышения квалификации работников образования и оказывает значительное
влияние на повышение уровня эффективности процесса переподготовки.
|